Координаторные пробы с интенцией

Содержание
  1. Координаторные пробы с интенцией
  2. Пальце-носовая проба
  3. Пяточно-коленная проба
  4. Проба Воячека
  5. Проба ВНИИФК
  6. Проба Яроцкого
  7. Ортостатическая проба
  8. Клиностатическая проба
  9. Проба Ашнера
  10. Проба Штанге
  11. Проба Генчи
  12. Проба Розенталя
  13. Комбинированная проба Серкина
  14. Показатели времени задержки дыхания в норме (проба Серкина)
  15. Исследование координации движений
  16. Функция стояния
  17. Походка
  18. Пальценосовая проба в норме, положительная с интенцией, атаксия и симптом узды
  19. Интенция в психологии
  20. Что такое интенция и ее вариации
  21. Интенциональность в философии
  22. Основные принципы
  23. Парадоксальная интенция
  24. Основные понятия
  25. Пальценосовая проба., Пяточно-коленная проба., Пальцеуказательная проба
  26. Заболевания мозжечка
  27. Пальце-пальцевая проба
  28. Поражение мозжечка у детей
  29. Испытание устойчивости в позе Ромберга
  30. Искусственная нагрузка на лабиринт. Калорическая проба
  31. Вращательная проба
  32. Проба Ромберга-проверь свою координацию
  33. Для чего нужна проба Ромберга
  34. Как провести простую пробу Ромберга для взрослых
  35. Проба Ромберга 2
  36. Проба Ромберга 3

Координаторные пробы с интенцией

Координаторные пробы с интенцией

Предлагают встать с сомкнутыми стопами, приподнятой головой, вытянутыми вперед руками и закрытыми глазами.

Пробу можно усложнить, поставив ноги одну за другой по одной линии, или проверить эту позу, стоя на одной ноге.

Пальце-носовая проба

Из положения вытянутой руки обследуемый попадает пальцем в кончик носа с закрытыми глазами.

Пяточно-коленная проба

Попасть пяткой в колено противоположной ноги и провести вдоль голени в положении лежа с закрытыми глазами.

Проба Воячека

Испытуемый сидит в кресле с наклоном головы 900 и закрытыми глазами. Выполняет 5 вращений за 10 сек.

После пятисекундной паузы испытуемому предлагают поднять голову. До и после вращения считают пульс и измеряют АД.

три степени выраженности реакции на вращение:

1 — слабая (тяга туловища в сторону вращения);

2 — средняя (явный наклон туловища);

3 — сильная (наклонность к падению).

Одновременно оцениваются вегетативные симптомы: побледнение лица, холодный пот, тошнота, рвота, учащение сердечных сокращений, изменение АД.

Проба ВНИИФК

Измерив АД и пульс, испытуемому предлагают выполнить задание на точность и координацию, затем он наклоняет туловище на 900 кпереди, закрывает глаза и вращается с помощью врача вокруг своей оси.

Скорость вращения 1 оборот за 2 с. После 5 оборотов спортсмен сохраняет 5 с положение наклона, затем выпрямляется и открывает глаза.

[attention type=yellow]

После подсчета пульса, измерения АД и исследования нистагма, вновь предлагают выполнить тот же комплекс движений, что и до вращения.

[/attention]

Чем меньше при этом нарушается точность заданных движений, изменяются величины пульса и АД, тем выше тренированность вестибулярного аппарата.

Проба Яроцкого

Испытуемый занимает положение основной стойки, выполняет вращение головой в одну сторону со скоростью 2 вращения в 1 сек. Засекается время, в течение которого испытуемый сохраняет равновесие.

Норма у нетренированных — не менее 27 сек, у спортсменов выше.

Ортостатическая проба

Применяется для исследования функционального состояния вегетативной нервной системы, симпатического ее отдела. После 5-ти минутного пребывания в горизонтальном положении у обследуемого определяется пульс по 10-секундным интервалам, измеряют АД. Затем исследуемый встает, и в положении стоя считают пульс за 10 секунд и измеряют АД.

При нормальной возбудимости симпатического отдела происходит увеличение ЧСС на 20-25% от исходного. Более высокие цифры говорят о повышенной (неблагоприятной) возбудимости симпатического отдела вегетативной нервной системы. АД в норме при вставании, по сравнению с данными в горизонтальном положении, изменяется мало. Систолическое давление колеблется в пределах ±10 мм рт.

ст., диастолическое — ±5 мм рт. ст.

Клиностатическая проба

Применяется для исследования парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. После 5-ти минут адаптации в положении стоя измеряется АД и пульс, затем обследуемый ложится. Вновь регистрируется пульс и АД.

В норме урежение пульса при переходе в горизонтальное положение не более 6-12 уд. в мин., в то время, как более уреженный пульс указывает на преобладание парасимпатических влияний. АД ±10 мм рт. ст. — систолическое, ±5 мм рт. ст.

— диастолическое.

Проба Ашнера

В положении испытуемого лежа, надавливаем на глазные яблоки 15-20 с. Пульс в норме урежается на 6-12 уд. в 1 мин от исходного, что свидетельствует о нормальной возбудимости вегетативной нервной системы.

Проба Штанге

Исследуемый в положении сидя, после кратковременного отдыха (3-5 мин.), делает глубокий вдох и выдох, а затем снова вдох (но не максимальный) и задерживает дыхание.

По секундомеру регистрируем время задержки дыхания. У мужчин оно не менее 50с, у женщин — не менее 40с. У спортсменов это время от 60 с до нескольких минут.

У детей 6-ти лет: мальчики — 20с, девочки — 15с, 10-ти лет: мальчики -35с, девочки — 20с.

Проба Генчи

В положении сидя после отдыха исследуемый делает несколько глубоких дыханий и на выдохе (не максимальном) задерживает дыхание. У здоровых нетренированных лиц время задержки дыхания составляет 25-30с, у спортсменов — 30-90 секунд.

Пробы Штанге, Генчи позволяют оценить способность организма переносить гипоксию и применяются для врачебного контроля в КТ, оздоровительной физической тренировке, в массовом спорте. При заболеваниях сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, анемии время задержки дыхания уменьшается.

Проба Розенталя

Пятикратное измерение ЖЕЛ с помощью спирометра через 15-и секундные интервалы.

  • ЖЕЛ увеличивается – хорошо;
  • ЖЕЛ не изменяется от измерения к измерению – удовлетворительно;
  • ЖЕЛ уменьшается — неудовлетворительно.

Комбинированная проба Серкина

Состоит из 3 фаз.

  • 1-я фаза — задержка дыхания на вдохе (сидя),
  • 2-я фаза — задержка дыхания на вдохе сразу же после 20 приседаний за 30 сек,
  • 3-я фаза — задержка дыхания на вдохе через 1 мин отдыха.

Результаты оцениваются по таблице.

Показатели времени задержки дыхания в норме (проба Серкина)

Контингент обследуемых1-я фаза2-я фаза3-я фаза
Здоровые тренированные45-60 секболее 50 % первой фазыболее 100 % первой фазы
Здоровые35-45 сек30-35 % первой фазы70-100 % первой фазы
Нетренированные со скрытой недостаточностью кровообращения20-35 секменее 30 % фазыменее 70 % первой фазы

Пирогова Л.А., Улащик В.С.

Опубликовал Константин Моканов

Источник: medbe.ru

Источник: https://naturalpeople.ru/koordinatornye-proby-s-intenciej/

Исследование координации движений

Координаторные пробы с интенцией

Нарушения координации движений обозначают термином “атаксия” . Атаксия – рассогласованность работы различных мышечных групп, приводящая к нарушению точности, соразмерности, ритмичности, скорости и амплитуды произвольных движений, а также к нарушению способности поддерживать равновесие.

Нарушения координации движений могут быть обусловлены поражением мозжечка и его связей, расстройствами глубокой чувствительности; асимметрией вестибулярных влияний. Соответственно различают мозжечковую, сенситивную и вестибулярную атаксию.

Мозжечковая атаксия. Полушария мозжечка контролируют ипсилатеральные конечности и несут основную ответственность за координацию, плавность и точность движений в них, в особенности в руках.

Червь мозжечка в большей степени контролирует походку и координацию движений туловища. Мозжечковую атаксию разделяют на статико-локомоторную и динамическую. Статико-локомоторная атаксия про является в основном при стоянии, ходьбе, движениях туловища и проксимальных отделов конечностей.

Она более характерна для поражения червя мозжечка. Динамическая атаксия про является при произвольных движениях конечностей, преимущественно их дистальных отделов, она характерна для поражения полушарий мозжечка и возникает на стороне поражения.

Мозжечковая атаксия особенно заметна в начале и в конце движений. Клинические про явления мозжечковой атаксии следующие.

• Терминальная (заметная в конце движения) дисметрия (несоответствие степени сокращения мышц той, которая необходима для точного выполнения движения; движения чаще всего слишком размашисты – гиперметрия) .

• Интенционный тремор (дрожание, возникающее в движущейся конечности при приближении её к цели).

Пропущена 79 стр

нергией мышц туловища: при попытке сесть не происходит одновременного сокращения ягодичных мышц, в норме способствующих удержанию ног на поверхности постели.

• Проба с установкой рук на заданном уровне: пациент устанавливает вытянутые вперёд руки на определённом заданном уровне, затем опускает (или поднимает) руки, закрывает глаза, после чего быстро поднимает (или опускает) их до заданного уровня. При мозжечковой недостаточности рука на стороне поражения совершает избыточное перемещение (дисметрия) .

• Скандированная речь: асинергия речевой мускулатуры бывает причиной нарушения модуляций голоса и замедленной, “спотыкающейся” , разделённой на слоги речи. Каждый звук про износится с различной силой и скоростью, что нарушает плавность речи, делает её “толчкообразной”. Для выявления скандированной речи пациенту предлагают произнести “батенька-батенька” , а также несколько коротких фраз.

• При поражении мозжечка могут нарушаться движения глаз, что проявляется саккадической дисметрией, при которой произвольное перемещение взора во время выполнения теста плавного слежения сопровождается серией отрывистых толчкообразных движений глаз, и индуцированным взором нистагмом. Наиболее частые причины поражения мозжечка включают рассеянный склероз, опухоль, кровоизлияние или инфаркт, мозжечковую дегенерацию, как наследственную, так и приобретённую (например, при алкоголизме или паранеопластических процессах). Следует помнить, что выполнение указанных в этом разделе тестов зависит не только от сохранности мозжечка, но и от состояния других систем. Например, у пациента с гемипарезом нарушение координации движений на стороне пареза не обязательно свидетельствует о поражении мозжечка.

Сенситивная атаксия развивается при нарушении функции путей глубокой мышечно-суставной чувствительности, чаще при патологии задних канатиков спинного мозга, реже – при поражениях периферических нервов, задних спинномозговых корешков, медиальной петли в стволе мозга или таламуса. Отсутствие информации о положении тела в пространстве вызывает нарушение обратной афферентации и атаксии.

Для выявления сенситивной атаксии используют пробы на дисметрию (пальценосовую и пяточно-коленную, пробы на обведение пальцем нарисованного круга, “рисование” в воздухе восьмёрки); на адиадохокинез (пронация и супинация кисти, сгибание и разгибание пальцев).

Также проверяют функцию стояния и ходьбы (см. ниже). Все эти пробы просят выполнить с закрытыми и открытыми глазами. Сенситивная атаксия уменьшается при включении зрительного контроля и увеличивается при закрывании глаз.

Интенционный тремор для сенситивной атаксии не характерен.

При сенситивной атаксии могут возникать “дефекты фиксации позы”: например, при выключении зрительного контроля у больного, удерживающего свои руки в горизонтальном положении, наблюдаются медленное перемещение рук в разных направлениях, а также непроизвольные движения в кистях и пальцах, напоминающие атетоз. Удерживать конечности в крайних положениях сгибания или разгибания удаётся легче, чем в средних позах.

Сенситивная атаксия при изолированном поражении спинно-мозжечковых путей возникает редко и не сопровождается нарушением глубокой чувствительности (так как эти пути хотя и несут импульсы от проприорецепторов мышц, сухожилий и связок, но не имеют отношения к про ведению сигналов, которые проецируются в постцентральную извилину и создают чувство положения и движения конечностей) .

Сенситивная атаксия при поражен ии путей глубокой чувствительности в стволе мозга и в таламусе обнаруживается на стороне, противоположной очагу (при локализации очага в каудальных отделах ствола мозга, в области перекрёста медиальной петли атаксия может быть двусторонней).

Функция стояния

Способность человека сохранять вертикальное положение тела зависит от достаточной мышечной силы, от возможности получения информации о позе тела (обратной связи), а также от способности мгновенно и точно компенсировать те отклонения туловища, которые угрожают равновесию. Пациенту предлагают стать так, как он обычно стоит, то есть принять свою естественную позу в положении стоя.

Оценивают расстояние между стопами, которое он непроизвольно выбрал для сохранения равновесия. Просят пациента стать прямо, соединить стопы (пятки и носки вместе) и смотреть прямо вперёд. Врач должен стоять рядом с пациентом и быть готовым в любой момент поддержать его.

Обращают внимание, не отклоняется ли пациент в какую-либо одну сторону и не усиливается ли неустойчивость при закрывании глаз.

[attention type=red]

Пациент, не способный стоять в положении “стопы вместе” с открытыми глазами, с большой вероятностью имеет патологию мозжечка. Такие пациенты ходят с широко расставленными ногами, неустойчивы при ходьбе; им трудно при отсутствии поддержки сохранять равновесие не только при стоянии и ходьбе, но и в положении сидя.

[/attention]

Симптом Ромберга заключается в неспособности пациента с закрытыми глазами удержать равновесие в положении стоя с плотно сдвинутыми ступнями.

Впервые этот симптом был описан у больных спинной сухоткой, то есть с поражением задних канатиков спинного мозга. Неустойчивость в такой позе с закрытыми глазами типична для сенситивной атаксии.

У больных с поражением мозжечка неустойчивость в позе Ромберга выявляется и при открытых глазах.

Походка

Анализ ходьбы очень важен для диагностики заболеваний нервной системы. Следует помнить, что нарушения равновесия при ходьбе могут маскироваться различными компенсаторными приёмами. Кроме того, расстройства походки бывают вызваны не неврологической, а иной патологией (например, поражением суставов).

Походку лучше всего оценивать тогда, когда пациент не знает, что за ним наблюдают: например, когда входит в кабинет врача. Походка здорового человека быстрая, пружинистая, лёгкая и энергичная, а поддержание равновесия при ходьбе не требует специального внимания или усилий. Руки при ходьбе чуть согнуты в локтях (ладони обращены к бёдрам) и движения выполняются в такт шагам.

Дополнительные тесты включают проверку следующих видов ходьбы: ходьба обычным шагом по комнате; ходьба “на пятках” и “на носках” ; “тандемная” ходьба (по линейке, пятка к носку). При проведении дополнительных тестов необходимо исходить из здравого смысла и предлагать пациенту лишь те задания, которые он реально может выполнить хотя бы частично.

Больного просят быстро пройтись по комнате. Обращают внимание на позу во время ходьбы; на усилия, необходимые для инициации ходьбы и остановки; на длину шага; ритмичность ходьбы; наличие нормальных содружественных движений рук; непроизвольные движения. Оценивают, насколько широко он расставляет ноги при ходьбе, отрывает ли пятки от пола, не “подволакивает” ли одну ногу.

Предлагают пациенту выполнить повороты во время ходьбы и обращают внимание, насколько легко ему выполнить поворот; не теряется ли при этом равновесие; сколько шагов он должен сделать, чтобы повернуться на 3600 вокруг своей оси (в норме такой поворот выполняется за один-два шага) .

Затем просят обследуемого пройтись сначала на пятках, а затем на носках. Оценивают, отрывает ли он пятки/носки от пола. Особенно важна проба с ходьбой на пятках, поскольку тыльное сгибание стопы страдает при многих неврологических заболеваниях.

Смотрят, как пациент выполняет задание пройти по воображаемой прямой линии так, чтобы пятка ноги, совершающей шаг, оказывалась прямо перед пальцами стопы другой ноги (тандемная ходьба). Тандемная ходьба – тест, более чувствительный к нарушениям равновесия, чем проба Ромберга.

Если пациент хорошо выполняет эту пробу, то другие пробы на устойчивость вертикальной позы и атаксию туловища, скорее всего, окажутся отрицательными.

Нарушения походки возникают при самых различных неврологических заболеваниях, а также при мышечной и ортопедической патологии. Характер нарушений зависит от основного заболевания.

• Мозжечковая походка: при ходьбе пациент широко расставляет ноги; неустойчив в положениях стоя и сидя; имеет разную длину шагов; отклоняется в сторону (при одностороннем поражении мозжечка – в сторону очага). Мозжечковую походку часто описывают как “шаткую” или “походку пьяного “, наблюдают её при рассеянном склерозе, опухоли мозжечка, кровоизлиянии или инфаркте мозжечка, мозжечковой дегенерации.

• Походка при заднеканатиковой сенситивной атаксии (“табетическая” походка) характеризуется выраженной неустойчивостью при стоянии и ходьбе, несмотря на хорошую силу в ногах.

Движения в ногах отрывистые, резкие, при ходьбе обращают на себя внимание разные длина и высота шага. Пациент пристально смотрит на дорогу перед собой (его взгляд “прикован” К полу или земле) .

[attention type=green]

Характерна утрата мышечно-суставного чувства и вибрационной чувствительности в ногах. В позе Ромберга с закрытыми глазами пациент падает.

[/attention]

Табетическую походку, помимо спинной сухотки, наблюдают при рассеянном склерозе, сдавлении задних канатиков спинного мозга (например, опухолью), фуникулярном миелозе.

• Гемиплегическую походку наблюдают у пациентов со спастическим гемипарезом или гемиплегией. Пациент “тащит” выпрямленную парализованную ногу (отсутствует сгибание в тазобедренном, коленном, голеностопном суставах), её стопа ротирована кнутри, а наружный край задевает пол. При каждом шаге парализованная нога описывает полукруг, отставая от здоровой ноги. Рука согнута и приведена к туловищу.

• Параплегическая спастическая походка замедленная, с мелкими шагами.

Пальцы стоп задевают пол, ноги при ходьбе с трудом отрываются от пола, “скрещиваются” из-за повышения тонуса приводящих мышц и плохо сгибаются в коленных суставах из-за повышения тонуса мышц-разгибателей.

Наблюдают её при двустороннем поражении пирамидных систем (при рассеянном склерозе, БАС, длительной компрессии спинного мозга и др.) .

• Паркинсоническая походка шаркающая, мелкими шажками, типичны пропульсии (больной на ходу начинает двигаться всё быстрее и быстрее, как бы догоняя свой центр тяжести, и не может остановиться), трудности при инициации и завершении ходьбы.

Туловище при ходьбе наклонено вперёд, руки согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, при ходьбе неподвижны (ахейрокинез). Если стоящего больного слегка толкнуть в грудь, он начинает двигаться назад (ретропульсия).

Для того, чтобы повернуться вокруг своей оси, больному требуется сделать до 20 мелких шажков. При ходьбе могут наблюдаться “застывания” в самой неудобной позе.

• Степпаж (“петушиная” походка, штампующая походка) наблюдают при нарушении тыльного сгибания стопы.

Носок свисающей стопы при ходьбе задевает за пол, вследствие чего пациент при ходьбе вынужден высоко поднимать ногу и выбрасывать её вперед, при этом он хлопает передней частью стопы о пол. Шаги имеют равную длину.

Односторонний степпаж наблюдают при поражении общего малоберцового нерва, двусторонний – при двигательной полиневропатии, как врождённой (болезнь Шарко-Мари-Тута) , так и приобретённой.

• “Утиная” походка характеризуется раскачиванием таза и переваливанием с ноги на ногу. Её наблюдают при двусторонней слабости мышц тазового пояса, прежде всего средней ягодичной мышцы. При слабости мышц, отводящих бедро, в фазе стояния на поражённой ноге происходит опускание таза на противоположной стороне.

[attention type=yellow]

Слабость обеих средних ягодичных мышц приводит к двустороннему нарушению фиксации бедра опорной ноги, таз при ходьбе чрезмерно опускается и поднимается, туловище “переваливается” из стороны В сторону.

[/attention]

Из-за слабости других проксимальных мышц ног пациенты испытывают трудности при подъёме по лестнице и при вставании со стула.

Вставание из сидячего положения про изводится с помощью рук, причём больной упирается кистями в бедро или колено и только так может выпрямить туловище. Чаще всего такую походку наблюдают при прогрессирующих мышечных дистрофиях (ПМД) и других миопатиях, а также при врождённом вывихе бёдер.

• Дистоническую походку наблюдают у пациентов с гиперкинезами (хорея, атетоз, мышечные дистонии) . В результате непроизвольных движений ноги передвигаются медленно и неуклюже, в руках и туловище наблюдают непроизвольные движения. Такую походку называют “танцующей”, “дёргающейся” .

• Анталгическая походка является реакцией на боль: пациент щадит больную ногу, передвигая её очень осторожно и стараясь нагружать преимущественно вторую, здоровую ногу.

• Истерическая походка может быть самой различной, но не имеет тех типичных признаков, которые характерны для определённых заболеваний. Пациент может вообще не отрывать ногу от пола, волоча её, может демонстрировать отталкивание от пола (как при катании на коньках) либо может резко шататься из стороны в сторону, избегая, впрочем, падений, и т.д.

Источник: http://www.MedSecret.net/nevrologiya/klinicheskoe-obsledovanie/462-issledovanie-koordinacii-dvizhenij

Пальценосовая проба в норме, положительная с интенцией, атаксия и симптом узды

Координаторные пробы с интенцией

Человеку свойственно изучать этот мир, включаться сознанием во многие процессы, чтобы понять суть вещей. Интенция – феномен «внимания» ума направленный на вымышленный или реальный объект познания. Термин широко используется в психологии, философии, социологии, религии.

Интенция в психологии

Психология – наука, вышедшая из философии и продолжающая делить с ней многие основополагающие понятия. Интенция в психологии — это психический феномен направленности или фокусировки сознания на тот или иной предмет.

Изучая внешнюю реальность, человек соотносит это со своими внутренними переживаниями и представлениями выстраивая цепочку взаимосвязей с миром. Франц Бретано, австрийский психолог и философ XIX в.

исследуя феномен интенции, выделил следующие моменты:

  1. Сознание всегда предметно и имеет отношение к любым вещам реальным или воображаемым.
  2. Осмысление предмета происходит на эмоциональном уровне, в виде воспоминания субъективного знания об объекте с реальным опытом, и сопоставлении с общепринятыми аксиомами.
  3. Вывод: внутреннее восприятие человеком явления или предмета более истинно, чем внешнее, основанное на мнении многих.

Что такое интенция и ее вариации

По значению определения – побуждение, нацеленность, задача есть главная характерная специфика человеческого восприятия фиксироваться на одном направлении параметра и/или деяния.При этом не имеет значения степень реальности этого объекта или действия. Сценарием интеграции побуждения станет стремление, выверенный замысел планомерных действий по его свершению.

Существуют три типа этого явления:

  • Парадоксальная.
  • Коммуникативная.
  • Диалогическая (или речевая).

Предлагаем рассмотреть эти три типа. Чтобы разобраться с каждым из них, вначале познакомимся с общим психологическим значением логоса, упоминаемом и анализируемом в тексте.

Психологическая трактовка этого термина подразумевает один из методов логотерапии. Это направление создал Виктор Франкл и при его использовании человеком проигрываются фобии и неврозы через соответствующие напряженные критические моменты жизни.

Франкл предлагал людям идти на свой страх. Каким образом? Не так, что, типа, вот ну там ломает свою боязнь, а наоборот, приглашайте в гости. Говорите — как бы — “Ну давай. Я посмотрю на тебя и на что ты способен. Давай! Покажи мне насколько ты сильный”.

Существуют и другие техники. Например, техника волна, когда человеку просто предлагаю уйти из дома и одному в спокойной обстановке вызвать у себя фобию. Пригласите в эту ситуацию свой страх: “ Давай приходи, давай!”. И спокойно проанализировать природу возникшего страха.

Для чего это делается? Именно для того чтобы в механизме отслеживания за своим состоянием можно было спокойно проследить эмоции.

Ведь переживания не несут опасности и за ними можно наблюдать, как бы, со стороны. Не причиняя себе морального и/или эмоционального вреда. После прохождения эмоционального пика нужно расслабиться.

[attention type=red]

Можно для этого использовать дыхательные техники или пешую прогулку спокойным шагом по тихим местам.

[/attention]

Таким образом, устремленность в психологии представлена опосредованным методом разрешения кризисных психологических состояний.

Интенциональность в философии

Что такое интенция в философии? Термин зародился в схоластике – средневековой философской школе. Фома Аквинский считал, что предмет не может быть познан без активного в него вмешательства.

Интенция и выбор, то чем руководствуется сознание человека и в этом есть свободный нравственный акт воли. Немецкий философ М. Хайдеггер включил в феномен интенции понятие «забота», полагая, что человека заботит его бытие. Другой немецкий философ Э.

Гуссерль продолжил исследования интенции и интенциональности, как свойства сознания опираясь на работы Ф. Бретана, привнес новые смыслы:

  1. За процесс познания предмета отвечает сердце. В момент тревоги сердце направляет внимание сознания на объект вызывающий тревожное чувство.
  2. Предмет изучения «не существует», пока не произошло созерцание объекта или направления на него внимания.

Основные принципы

Согласно логотерапии, человеческая жизнь приобретает смысл лишь в трёх случаях.

1. Деятельность, творчество, созидание

Когда человек реализует свой потенциал, желая оставить после себя след или просто безвозмездно помочь другим. Он становится деятельным. У него появляется мотивация: закончить картину, добиться карьерного роста, спасти как можно большее количество бездомных животных и т. д.

Добившись цели, он ставит перед собой новую и начинает всё заново. Такая направленность во внешний мир не оставляет места для утрирования собственных проблем. Они решаются сами по себе, с течением времени, когда приходит необходимость.

2. Новый опыт, новые ощущения, новые знакомства

То же самое происходит с людьми, которые постоянно обогащаются чем-то новым. Они хотят прочитать как можно больше книг, посетить как можно больше мест, попробовать экстремальные виды спорта. Сюда же относятся любовь, дружба, семья, когда чья-то жизнь становится важнее собственной.

С одной стороны, это делается для удовлетворения личных потребностей, но способы реализации всё равно лежат вне человека и направлены в окружающий мир. Это не даёт зацикливаться на своих внутренних конфликтах и противоречиях.

3. Страдания — путь к переосмыслению

Если два первых пути к обретению смысла жизни не даются человеку, лишь в этом случае логотерапия разрешает обратиться внутрь себя. На личные проблемы необходимо взглянуть как бы со стороны и подвергнуть их логическому анализу. А есть ли смысл в собственных страданиях? К чему они приведут? Ответы на эти вопросы становятся началом переосмысления жизненных ценностей.

Парадоксальная интенция

Виктор Франкл – выдающийся австрийский психолог, прошедший через ужасы нацистского концлагеря, как никто другой с успехом лечил различного рода фобии.

Логотерапия – направление экзистенциального психоанализа, основанное Франклом включал в себя действенные методики по работе со страхами. Парадоксальная интенция — это метод, имеющий в своей основе противоречивое послание или намерение относительно фобии.

Пациенту, испытывающему страх предлагалось захотеть того, чего он так сильно боится – ситуация отрабатывается до закрепления стойкого избавления от тревожных чувств.

Основные понятия

Суть логотерапии

Свобода воли — возможность делать выбор, не ограниченный обстоятельствами.

Воля к смыслу — первичная мотивация человека. А вовсе не физическое удовольствие, согласно идеям Фрейда.

Смысл жизни — конечная цель существования человека как биологического вида и индивидуума, ключевое понятие в логотерапии для становления духовно-нравственного облика личности.

Трудные случаи

Фрустрация — когда человек сомневается в выборе и расстановке приоритетов (согласно логотерапии, не является психическим заболеванием).

Экзистенциальный вакуум — потеря смысла жизни, апатия, безучастность, часто наступает после фрустрации.

[attention type=green]

Ноогенный невроз — следствие экзистенциального вакуума. Клинический диагноз. Становится причиной депрессий, наркомании, алкоголизма, неуправляемой агрессии, суицидальных навязчивых мыслей.

[/attention]

Методики

Логоанализ (инвентаризация) — объективный взгляд со стороны на все аспекты собственной личности.

Парадоксальная интенция — противоречивая попытка сделать то, чего больше всего боишься.

Дерефлексия — переключение внимания с самого себя на окружающей мир.

Источник: https://miss-runet.ru/stress/intenciya-eto-v-nevrologii.html

Пальценосовая проба., Пяточно-коленная проба., Пальцеуказательная проба

Координаторные пробы с интенцией

Сидящий перед врачом испытуемый разводит в стороны руки и сначала при открытых глазах, а затем при закрытых старается дотронуться указательными пальцами рук до кончика своего носа.

В случае перераздражения правого лабиринта больной будет промахиваться обеими руками влево, в сторону медленного компонента нистагма.

При раздражении левого лабиринта больной промахивается обеими руками в сторону правого уха.

В отличие от поражения лабиринта при патологии в задней черепной ямке промахивание будет только одной рукой, соответствующей стороне локализации процесса в задней черепной ямке.

Заболевания мозжечка

Нарушения в работе органа проявляются разнообразной клиникой. Но преобладают проблемы, связанные нарушением координации, походки, мышечного тонуса.

Причины, которые вызываютпоражение органа, можно разделить на три группы. Это врожденные пороки

развития, наследственные атаксии и приобретенные заболевания.

Врожденные патологии появляются с первых минут жизни. Они связаны с недоразвитием мозжечка или одного из его отделов. Поражение становится заметным по мере формирования моторных навыков. Практически всегда появляется атаксия.

Наследственные проблемы связаныс дефектом генов. Они передаются от родителей по аутосомно-доминантному и

аутосомно-рецессивному типу. Среди этих патологий можно выделить:

  • Атаксия Фридрейха;
  • Атаксия-телеангиоэктазия;
  • Атаксия с дефицитом витамина Е;
  • Абеталипопротеинемия.

Одним из видов атаксий являются спиноцеребеллярные нарушения. Они включают в себя целый комплекс заболеваний с наследственным механизмом передачи. Помимо основных симптомов доминируют нарушения ходьбы, тонуса, координации.

Приобретенные болезни мозжечка возникают в результате нарушения кровообращения в органе, перенесенных вирусных и бактериальных инфекций. Токсическое воздействие алкоголя, солей тяжелых металлов, лития, противосудорожных препаратов также приводит к проблемам церебеллума. Атрофические явления в органе появляются от недостатка витамина Е и В12, при гипотирозе.

В мозжечке развиваютсяопухоли. Они проявляются симптомами сдавления и нарушения координации. Чаще

всего развиваются астроцитомы и медулобластомы.

Пальце-пальцевая проба

Сидящий перед врачом испытуемый держит руки на своих коленях. Врач держит руки над руками испытуемого, указательные пальцы врача выставлены вперед. Испытуемый, поднимая с колен руки, с открытыми глазами старается дотронуться своими указательными пальцами указательных пальцев врача. Затем это же движение испытуемый выполняет с закрытыми глазами.

Поражение
мозжечка у детей

Характерные
мозжечковые признаки перечислим ниже.

  1. Атаксия статическая;
  2. Атаксия локомоторная;
  3. Нистагм;
  4. Скандированная речь;
  5. Интенционное дрожание;
  6. Адиадохокинез;
  7. Дисметрия;
  8. Гипотония мышц;
  9. Дисметрия;
  10. Промахивание;
  11. Мегалография;
  12. Асинергия;
  13. Шаткая походка.

Эти симптомы невсегда проявляются при поражении мозжечка. А также клиника напоминаетрасстройства экстрапирамидной системы. Поэтому следует подробно рассказать о

каждом признаке.

Мозжечковаянедостаточность у детей – это нормальное состояние, которое формируется впервый год жизни новорожденного. Она характеризуется шаткой неустойчивойпоходкой, частыми падениями, нарушенной координацией. При взрослении движения

становятся более четкими и точными. А количество падений сокращается к 2 годам.

Если симптомыатаксии не проходят к 2-3 годам, это повод обратиться к врачу неврологу. Малышпри этом отстает в психическом и моторном развитии. У него отсутствуют навыки,характерные для ровесников. Мозжечковая недостаточность формируется врезультате наследственных или врожденных заболеваний, при ишемии в родах и при

перенесенной нейроинфекции.

Увеличенныймозжечок у ребенка появляется в результате активного роста опухоли. При этомнаблюдаются и другие симптомы атаксии. В норме размер малого мозга не должен

превышать указанных для визуализации норм.

Испытание устойчивости в позе Ромберга

Испытуемый стоит, плотно сомкнув носки и пятки, обе руки вытянуты вперед, пальцы растопырены, глаза сначала открыты, затем закрыты. При выключении зрительного контроля определения положения тела в пространстве перераздраженный лабиринт будет направлять неодинаковые импульсы к скелетной мускулатуре, и это приводит к характерным изменениям положения тела.

В случае перераздражения правого лабиринта руки испытуемого и его туловище будут отклоняться влево, он может занять позу “дискобола”.

Искусственная нагрузка на лабиринт. Калорическая проба

Принцип калорической пробы основан на физическом свойстве молекул жидкости перемещаться вверх или вниз под влиянием согревания или охлаждения данной жидкости. Например, при исследовании латерального полукружного канала необходимо придать голове испытуемого такое положение, чтобы ампула этого канала была вверху по отношению к гладкому концу канала.

В первом случае нистагм возникнет в сторону испытуемого уха, во втором — в сторону противоположного уха, поэтому для проведения калорической пробы необходимо запрокинуть голову испытуемого назад (для исследования латерального полукружного канала), наклонить голову к противоположному от испытуемого уха плечу (для исследования заднего полукружного канала).

Жидкостью, вызывающей охлаждение или согревание эндолимфы, может быть вода, вводимая в наружный слуховой проход (холодная — ниже температуры тела, горячая — выше). Обычно используют заведомо холодную и горячую жидкость температуры 30—44 °С. Жидкость в количестве 100 мл вводят по задневерхней стенке обычно в течение 20 с.

Механизм возникновения поствращательного нистагма:

П — правый лабиринт; Л — левый лабиринт

Вращательная проба

Эта проба вызывает более резкую нагрузку на лабиринт. На специальном кресле с ручным или электрическим приводом вращают испытуемого с такой скоростью, чтобы кресло сделало 10 оборотов в течение 20 с. Затем резко останавливают кресло, что влечет за собой толчок эндолимфы в одном лабиринте в сторону преддверия, в другом — от преддверия к гладкому концу канала.

Регистрируются “поствращательный” нистагм, который характеризуется направлением (вправо, влево), степенью (I—III), скоростью (быстрый, медленный), амплитудой (мелко-, средне- и крупноразмашистый), временем, в течение которого он наблюдается, а также отклонение туловища, вегетативные реакции, которые сопровождают нистагм.

Исследуемый сидит в стуле с поручнями, голова наклонена книзу на 30° так, чтобы латеральные полукружные каналы с обеих сторон находились в плоскости вращения. Кресло начинают вращать справа налево. В начале движения эндолимфа в правом канале “оттекает” из ампулы и увлекает за собой прозрачный купол, также отклонив его в сторону гладкого конца латерального полукружного канала.

[attention type=yellow]

Фиксируемый в этот момент нистагм направлен в сторону левого уха, так как в левом ухе толчок эндолимфы направлен к ампуле, а в правом — от ампулы. По законам, сформулированным Эвальдом (1892), следует, что быстрый компонент нистагма бывает направлен в ту сторону, где эндолимфа движется к преддверию (ампулофугально).

[/attention]

Отток эндолимфы от преддверия вызывает нистагм в противоположную сторону (ампулопетально).

Если после 10 равномерных вращений кресла резко остановить его движение и попросить исследуемого выпрямиться и наблюдать за указательным пальцем врача, то можно видеть подергивание глазных яблок вправо.

Это происходит потому, что эндолимфа в правом лабиринте, набрав скорость движения после остановки кресла, по инерции будет продолжать движение в правом ухе в сторону ампулы, а в левом ухе — от ампулы. Наблюдаются суммирование реакций, поствращательный нистагм вправо.

Источник: https://nevrolog-info.ru/paltsenosovaya-proba/

Проба Ромберга-проверь свою координацию

Координаторные пробы с интенцией

Проба Ромберга хоть и была разработана давно, но с успехом применяется в медицине, в том числе и спортивной, до сих пор. Главным достоинством теста Ромберга или пробы Ромберга является простота и доступность. Для проведения теста нет специальных требований, не нужно использовать специальное оборудование или иметь медицинское образование.

Для чего нужна проба Ромберга

Проба Ромберга традиционно используется для изучения функций нервной системы, и в особенности, нервно-мышечных взаимосвязей, отчего и получила название «координационной пробы». С помощью данной пробы можно оценить показатели статической координации испытуемого, т.е. оценить способность организма к сохранению равновесия.

Замечено, что под влиянием занятий физической культурой и спортом координация движений улучшается, однако при переутомлении или при заболеваниях нервной системы наблюдается расстройство координации движений и нарушение равновесия.

Координационную пробу Ромберга можно применять и в процессе спортивных занятий (например, до и после занятия). Уменьшение времени выполнения пробы Ромберга наблюдается при утомлении, при перенапряжениях, в период заболеваний, а также при длительных перерывах в занятиях физической культурой и спортом.

Кроме того, в спортивно-медицинской литературе стали появляться исследования о том, что проба Ромберга может использоваться не только для оценки состояния нервной системы, но и для оценки психики.

Существует две разновидности пробы Ромберга — простая проба Ромберга (поза Ромберга 1) и усложненная проба Ромберга или пробы Ромберга 2 и 3.

Простая проба Ромберга применяется обычно в медицинских учреждениях для оценки состояния нервной системы людей с заболеваниями.

Усложненные пробы Ромберга проводятся здоровыми людьми и в том числе спортсменами.

Как провести простую пробу Ромберга для взрослых

  • Испытуемый становится стоя с опорой на две ноги (пятки вместе, носки немного врозь), глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы несколько разведены и расслаблены.
  • Еще один вариант выполнения — испытуемый стоит, сомкнув ступни ног (пятки и носки) вместе, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы несколько разведены и расслаблены (поза Ромберга 1)
  • Определяется время и степень устойчивости (неподвижно стоит исследуемый или покачивается) в данной позе, а также обращают внимание на наличие дрожания – тремора век и пальцев рук.

Проба Ромберга 2

  • Ноги испытуемого стоят на одной линии. Пятка одной упирается в носок другой.
  • Глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы несколько разведены и расслаблены (поза Ромберга 2).
  • Определяется время и степень устойчивости (неподвижно стоит исследуемый или покачивается) в данной позе, а также обращают внимание на наличие дрожания – тремора век и пальцев рук.

Проба Ромберга 3

  • Стоя на одной ноге, опираясь подошвой другой ноги о коленную чашечку опорной.
  • Глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы несколько разведены и расслаблены (поза Ромберга 3).
  • Определяется время и степень устойчивости (неподвижно стоит исследуемый или покачивается) в данной позе, а также обращают внимание на наличие дрожания – тремора век и пальцев рук.

Оценивается длительность устойчивого стояния в позе Ромберга, наличие или отсутствие дрожания век, рук, покачиваний туловища.

Источник: https://www.zubova-fit.ru/proba-romberga-prover-svoyu-koordinaciyu/

Медик
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: