Механизм вдоха и выдоха презентация

Содержание
  1. Механизмы вдоха и выдоха. Полные уроки — Гипермаркет знаний
  2. Цели урока:
  3. Задачи урока:
  4. Основные термины:
  5. Проверка домашнего задания.
  6. Механизмы вдоха и выдоха.
  7. Регуляция дыхания.
  8. Охрана воздушной среды.
  9. Выводы.
  10. Контролирующий блок.
  11. Домашнее задание.
  12. Интересно знать, что.
  13. Список литературы:
  14. Презентация на тему: Дыхание, его основные этапы. Механизм внешнего дыхания. Биомеханика вдоха и
  15. Слайд 2: План:
  16. Слайд 3
  17. Слайд 4: Основные этапы дыхания:
  18. Слайд 5: ГАЗООБМЕН МЕЖДУ ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ И ОРГАНИЗМОМ
  19. Слайд 6
  20. Слайд 7
  21. Слайд 8
  22. Слайд 9
  23. Слайд 10: Внешнее дыхание происходит в результате циклических изменений объема легких в течение фаз дыхательного цикла
  24. Слайд 11: Дыхательный цикл состоит из:
  25. Слайд 12
  26. Слайд 13: Тип дыхания зависит от мышц, поэтому выделяют:
  27. Слайд 14
  28. Слайд 15
  29. Слайд 16
  30. Слайд 17
  31. Слайд 18: Давление в плевральной полости
  32. Слайд 19
  33. Слайд 20
  34. Слайд 21
  35. Слайд 22
  36. Последний слайд презентации: Дыхание, его основные этапы. Механизм внешнего дыхания. Биомеханика вдоха и: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
  37. Дыхание типы и физиология дыхания, механизм вдоха и выдоха, верхние и нижние дыхательные пути, в чем состоит значение дыхания, где находится дыхательный центр
  38. Виды дыхания
  39. Производимый процесс
  40. Свойства и значение
  41. Центр регуляции
  42. Упражнения для развития
  43. Тренировка среднего и верхнего вдоха
  44. Техника йогов
  45. Урок биологии на тему: «Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания» (8 класс)
  46. РЕФЛЕКТОРНАЯ ГУМОРАЛЬНАЯ

Механизмы вдоха и выдоха. Полные уроки — Гипермаркет знаний

Механизм вдоха и выдоха презентация

Гипермаркет знаний>>Биология>>Биология 8 класс. Полные уроки>>Биология: Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Полные уроки

Тема. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

Цели урока:

  • углубить и обобщить знания по дыхательной системе, изучить механизмы вдоха и выдоха, научиться охранять воздушную среду.

Задачи урока:

• обучающие: повторить материал о тканевом и легочном дыхании, рассмотреть механизм вдоха и выдоха, определить роль защитных рефлексов, разъяснить вред курения и необходимость охраны окружающей среды;

• развивающие:  продолжить формирование у учащихся интеллектуальных умений, творческого мышления и речи;

• воспитательные: приобретение опыта следования правил гигиены дыхания, изучение положительной роли физического труда.

Основные термины:

Вдох – начальная фаза дыхания, в процессе которой в легкие поступает воздух.

Выдох – отдельное выталкивание из легких воздуха при дыхании.

Воздушная среда – сложный комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих факторов, оказывающих постоянное влияние на организм животного и человека.

Ход урока:

Проверка домашнего задания.

Дайте короткий ответ на вопросы:

1. Какую роль в организме человека играет кислород?

2. Что такое дыхание и для чего оно нам нужно?

3. В чем заключается основная функция дыхательной системы?

4. Какими органами она образована?

5. В каком органе дыхательной системы происходит газообмен? Каковы особенности строения этого органа?

6. Как изменяется воздух в дыхательных путях? Почему надо дышать носом, а не ртом?

7. Какие существуют виды дыхания?

8. Что относится к верхним дыхательным путям?

9. Что относится к нижним дыхательным путям?

10. Как происходит голосообразование?

11. Какой орган называют органом голосообразования?

Механизмы вдоха и выдоха.

Легкие находятся в грудной полости. Движения мышц, которые изменяют объем этой полости, вызывают движение воздуха в легкие и из легких, попеременно увеличивая или уменьшая объем грудной клетки.

Это обусловливается ритмическими сокращениями дыхательных мышц, вследствие чего и осуществляются вдох и выдох — поступление и удаление из легких воздуха, их вентиляция.

На рисунке 1 вы можете увидеть легкие.

Рис. 1. Легкие и дыхание.

При вдохе межреберные мышцы приподнимают ребра, а диафрагма, сокращаясь, становится менее выпуклой, в результате объем грудной клетки увеличивается, легкие расширяются, давление воздуха в них становится ниже атмосферного и воздух устремляется в легкие — происходит спокойный вдох. При глубоком вдохе, кроме наружных межреберных мышц и диафрагмы, одновременно сокращаются мышцы груди и плечевого пояса. На рисунке 2 представлен механизм вдоха.

Рис. 2. Механизм вдоха

[attention type=yellow]

При выдохе межреберные мышцы и диафрагма расслабляются, ребра опускаются, выпуклость диафрагмы увеличивается, в результате объем грудной клетки уменьшается, легкие сжимаются, давление в них становится выше атмосферного и воздух устремляется из легких — происходит спокойный выдох. Глубокий выдох обусловлен сокращением внутренних межреберных и брюшных мышц. На рисунке 3 представлен механизм выдоха.

[/attention]

Рис. 3. Механизм выдоха

На рисунке 4 вы можете посмотреть, какие мышцы задействованы при вдохе и при выдохе.

Рис. 4. Мышцы вдоха и выдоха

Таким образом, ритмичное увеличение или уменьшение объема грудной полости действует как механический насос, нагнетающий воздух в легкие и выталкивающий его из них. Механизм вдоха и выдоха можно проследить с помощью модели Дондерса, которая представлена на рисунке 5 и 6.

Рис. 5. Механизм вдоха и выдоха на модели Дондерса.

Рис.6. Модель Дондерса

Давайте посмотрим видео о том, почему нам так важно дыхание:

Регуляция дыхания.

Обычно человек не замечает, как он дышит, потому что процесс этот регулируется независимо от его воли. В какой-то мере, однако, дыхание можно регулировать сознательно, о чем мы и поговорим ниже. 

Непроизвольную регуляцию дыхания осуществляет дыхательный центр, находящийся в продолговатом мозге (одном из отделов заднего мозга).

Вентральная (нижняя) часть дыхательного центра ответственна за стимуляцию вдоха; ее называют центром вдоха (инспнра-торным центром). Стимуляция этого центра увеличивает частоту и глубину вдоха.

Дорсальная (верхняя) часть и обе латеральные (боковые) тормозят вдох и стимулируют выдох; они носят собирательное название центра выдоха (экспираторного центра). 

Дыхательный центр связан с межреберными мышцами межреберными нервами, а с диафрагмой — диафрагмальными. Бронхиальное дерево (совокупность бронхов и бронхиол) иннервируется блуждающим нервом. Ритмично повторяющиеся нервные импульсы, направляющиеся к диафрагме и межреберным мышцам обеспечивают осуществление вентиляционных движений. 

Расширение легких при вдохе стимулирует находящиеся в бронхиальном дереве рецепторы растяжения (проприоцепторы) и они посылают через блуждающий нерв все больше и больше импульсов в экспираторный центр. Это на время подавляет инспираторный центр и вдох.

Наружные межреберные мышцы теперь расслабляются, эластично сокращается растянутая легочная ткань — происходит выдох. После выдоха рецепторы растяжения в бронхиальном дереве более уже не подвергаются стимуляции. Поэтому экспираторный центр отключается и вдох может начаться снова.

На рисунке 7 представлен механизм регуляции дыхания.

Рис. 7. Механизм регуляции дыхания

Нервные механизмы саморегуляции дыхания проявляются в том, что вдох рефлекторно вызывает выдох, а выдох — вдох. Это происходит потому, что во время вдоха при растяжении легочной ткани в нервных рецепторах, находящихся в ней, возникает возбуждение, которое передается продолговатому мозгу и вызывает активацию центра выдоха и торможение центра вдоха, образующих дыхательный центр.

На видео представлен процесс регуляции дыхания:

Гуморальная регуляция дыхания состоит в том, что повышение концентрации углекислого газа в крови возбуждает дыхательный центр — частота и глубина дыхания увеличиваются. Уменьшение содержания углекислого газа в крови понижает возбудимость дыхательного центра — частота и глубина дыхания уменьшаются.

На видео рассказывается о переносе газов в крови:

Формой дыхательной деятельности являются чихание и кашель. Они регулируются защитными дыхательными рефлексами.

Кашель — резкий рефлекторный выдох через рот, возникающий в результате раздражения рецепторов гортани (рисунок 8).

Рис.8. Кашель

[attention type=red]

Чихание — это сильный и очень быстрый рефлекторный выдох через ноздри, возникающий в результате раздражения рецепторов слизистой оболочки носовой полости. Во время чихания удаляются вещества, которые раздражают (пыль, вещества с резким запахом и т. д.). На рисунке 9 представлен механизм чихания.

[/attention]

Рис. 9. Чихание

Охрана воздушной среды.

Атмосферный воздух содержит кислорода 21 %, азота 78%, углекислого газа 0,03%, прочих газов около 1% . В выдыхаемом воздухе содержание кислорода снижается до 16,3%, содержание углекислого газа возрастает (примерно до 3—4% ).

Даже в очень душной комнате содержание кислорода снижается незначительно, но концентрация углекислого газа растет быстро. При этом неблагоприятно действует на организм не только он, но и водочный перегар, и табачный дым, и другие вредные вещества. Поэтому пребывание в душном помещении ведет к головной боли, вялости, снижению работоспособности.

Там, где используют печное отопление, в воздухе может оказаться примесь окиси углерода — угарного газа, который чрезвычайно ядовит. Захватившие угарный газ молекулы гемоглобина надолго лишаются возможности переносить кислород из легких в ткани. Возникает недостаток кислорода в крови и тканях, что отражается на работе головного мозга и других органов.

Отравление угарным газом проявляется головной болью и тошнотой. Могут возникнуть рвота, судороги, потеря сознания, а при сильном отравлении — смерть от прекращения тканевого дыхания.

При оказании первой помощи пострадавшего надо поскорее вынести на свежий воздух и заставить дышать глубже. В случае потери сознания и прекращения дыхания необходимо применить искусственное дыхание.

Во многих населенных пунктах для приготовления пищи применяют газовые плиты. Отравление бытовым газом во многом сходно с отравлением угарным газом. Меры первой помощи такие же. Н рисунке 10 показано, чем опасны гарь и дым.

Рис. 10. Влияние дыма и гари на дыхание и организм человека

В быту стоит отдавать предпочтение влажным способам уборки.

Содержащаяся в воздухе пыль опасна тем, что может механически травмировать стенки легочных пузырьков и воздухоносных путей, затруднять газообмен, вызывать аллергию.

[attention type=green]

Кроме того, на пылинках оседают микробы и вирусы, которые могут стать причиной инфекционных заболеваний. Пыль, содержащая частички свинца, хрома, может вызвать химические отравления.

[/attention]

Вредна пыль не только фабрично-заводская, но и сельскохозяйственная, и бытовая. Для защиты от пыли во время работы можно применять респираторы. По мере загрязнения респиратор надо менять.

Основные источники загрязнения воздуха — выхлопы автотранспорта, промышленные выбросы вредных газов, золы, дыма, а также использование ядохимикатов и минеральных удобрений в сельском хозяйстве, деятельность животноводческих ферм.

В городах, где мало растений, но много промышленных предприятий, нередко образуется смог — это смесь дыма, тумана и пыли, продуктов сухой перегонки топлива и сажи. В сухие дни смог имеет вид плотного желтого тумана, в пасмурные дни он содержит еще и капельки жидкости.

Выводы.

1. Механизм вдоха: сокращение дыхательных мышц (межреберных и диафрагмы); увеличение объема грудной полости; уменьшение давления в грудной полости и в полости легких; засасывание атмосферного воздуха через воздухоносные пути 

2. Механизм выдоха: опускание ребер и расслабление диафрагмы; уменьшение объема грудной полости и полости легких; увеличение давления в легких; выталкивание части воздуха наружу.

3. Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге. Он состоит из центров вдоха и выдоха, которые регулируют работу дыхательных мышц. Спадение легочных альвеол, которое происходит при выдохе, рефлекторно вызывает вдох, а расширение альвеол рефлекторно вызывает выдох.

4. На работу дыхательных центров оказывают влияние и другие центры, в том числе расположенные в коре больших полушарий. Благодаря их влиянию дыхание изменяется при разговоре и пении. Возможно также сознательно изменять ритм дыхания во время физических упражнений.

Контролирующий блок.

1. Какую функцию при вдохе выполняет диафрагма?

2. Почему при вдохе объём лёгких увеличивается?

3. С чего начинается механизм выдоха?

4. Что происходит при выдохе с диафрагмой и почему?

5. Из чего состоит дыхательный центр, и что делают эти составные части?

6. Что происходит с мышцами вдоха и выдоха при задержке дыхания?

7. Что происходит при усилении процессов окисления?

Домашнее задание.

Решите задачи:

1. Зная, что во вдыхаемом воздухе содержится около 20 % кислорода, опреде¬лите, сколько О2 человек пропускает чрез легкие в сутки при спокойном дыхании. 

2. Зная, что выдыхаемый воздух содержит 4 % углекислого газа, определите, сколько ученик выделяет СО2 в 1 минуту, в 1 ч, сколько — все учащиеся класса в 1 ч. Индивидуальное задание: подготовить сообщения к следующему занятию. Сообщение 1. «Дыхание на Эльбрусе». Сообщение 2. «Влияние курения на дыхание».

Интересно знать, что.

Искусственное дыхание применяется при оказании первой помощи утопленникам, при поражении электрическим током, молнией, отравлении угарным газом и других несчастных случаях.

Искусственное дыхание позволяет возобновить деятельность дыхательного центра и спасти человека от смерти. Для этого необходимо обеспечить проходимость дыхательных путем, очистив рот и глотку от инородных тел.

На рисунке 11 показан пример искусственного дыхания во время помощи утопающему.

Рис. 11. Искусственное дыхание. Помощь утопающему

Давайте посмотрим видео, как делать искусственное дыхание:

Список литературы:

1. Урок на тему «Значение дыхания.Органы дыхательной систем» Васильева И.Н., учитель биологии, МОУ СОШ №19.

2. Никишов А.И., Рохлов В.С., Человек и его здоровье. Дидактический материал. М., 2011.

Отредактировано и выслано Борисенко И.Н.

Над уроком работали:

Васильева И.Н.

Борисенко И.Н.

Запорожец А.

Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия.

Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, а и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего.

Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов  высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.

Предмети > Биология > Биология 8 класс

Источник: https://edufuture.biz/index.php?title=%D0%9C%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D1%8B_%D0%B2%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%B0_%D0%B8_%D0%B2%D1%8B%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%B0._%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8

Презентация на тему: Дыхание, его основные этапы. Механизм внешнего дыхания. Биомеханика вдоха и

Механизм вдоха и выдоха презентация

Подготовила студентка 2 курса, лечебного факультета, 9 группыКондратова Марина

Изображение слайда

2

Слайд 2: План:

Дыхание, его основные этапы.Механизм внешнего дыхания.Биомеханика вдоха и выдоха.Эластическая тяга легких.Давление в плевральной полости, его происхождение, изменение при дыхании.

Изображение слайда

3

Слайд 3

Дыхание  — это физиологический процесс, обеспечивающий нормальное течение метаболизма (обмена веществ и энергии) живых организмов и способствующий поддержанию гомеостаза (постоянства внутренней среды), получая из окружающей среды кислород (О2) и отводя в окружающую среду в газообразном состоянии некоторую часть продуктов метаболизма организма (СО2, H2O и другие)

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

Изображение для работы со слайдом

4

Слайд 4: Основные этапы дыхания:

1. Внешнее дыхание – газообмен между атмосферой и альвеолами2. Обмен газов в легких – между альвеолами и кровью легочных капилляров.3.

Транспорт газов кровью – перенос О 2 от легких к тканям и СО 2 от тканей к легким.4. Обмен газов в тканях – между кровью капилляров большого круга кровообращения и клетками тканей;5.

Внутреннее(тканевое) дыхание – потребление клетками О 2 и выделение СО 2 (биологическое окисление в митохондриях,).

Изображение слайда

5

Слайд 5: ГАЗООБМЕН МЕЖДУ ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ И ОРГАНИЗМОМ

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

6

Слайд 6

У человека внешнее дыхание осуществляется с помощью специального аппарата, основная функция которого заключается в обмене газов между организмом и внешней средой.Аппарат внешнего дыхания включает три компонента:дыхательные пути,легкие,грудную клетку вместе с мышцами.

Изображение слайда

7

Слайд 7

Дыхательные пути соединяют легкие с окружающей средой. Они начинаются носовыми ходами, затем продолжаются в гортань, трахею, бронхи. За счет наличия хрящевой основы и периодического изменения тонуса гладкомышечных клеток просвет дыхательных путей всегда находится в открытом состоянии.

Его уменьшение происходит под действием парасимпатической нервной системы, а расширение – под действием симпатической. Дыхательные пути имеют хорошо разветвленную систему кровоснабжения, благодаря которой воздух согревается и увлажняется.

Эпителий воздухоносных путей выстлан ресничками, которые задерживают пылевые частицы и микроорганизмы. В слизистой оболочке находится большое количество желез, продуцирующих секрет. За сутки вырабатывается примерно 20–80 мл секрета (слизи).

[attention type=yellow]

В состав слизи входят лимфоциты и гуморальные факторы (лизоцим, интерферон, лактоферрин, протеазы), иммуноглобулины А, обеспечивающие выполнение защитной функции. В дыхательных путях содержится большое количество рецепторов, образующих мощные рефлексогенные зоны.

[/attention]

Это механорецепторы, хеморецепторы, рецепторы вкуса. Таким образом, дыхательные пути обеспечивают постоянное взаимодействие организма с окружающей средой и регулируют количество и состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Изображение слайда

Реклама. Продолжение ниже

8

Слайд 8

Легкие выполняют множество функций:1) удаляют углекислый газ и воду в виде паров (эксекреторная функция);2) нормализуют обмен воды в организме;3) являются депо крови второго порядка;4) принимают участие в липидном обмене в процессе образования сурфактанта;5) участвуют в образовании различных факторов свертывания крови;6) обеспечивают инактивацию различных веществ;7) принимают участие в синтезе гормонов и биологически активных веществ (серотонина, вазоактивного интестинального полипептида и т. д.).

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

9

Слайд 9

Существует группа инспираторных и экспираторных мышц.

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

10

Слайд 10: Внешнее дыхание происходит в результате циклических изменений объема легких в течение фаз дыхательного цикла

включает две стадии:вентиляция альвеол,диффузия газов из альвеол в кровь и обратно.

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

11

Слайд 11: Дыхательный цикл состоит из:

вдоха ( инспирация ),выдоха ( экспирация ),дыхательной паузы.Длительность вдоха у взрослого человека от 0,9 до 4,7 с, длительность выдоха — 1,2—6 с. Дыхательная пауза различна по величине и даже может отсутствовать.

Изображение слайда

12

Слайд 12

У взрослого человека частота дыхания составляет примерно 16–18 дыхательных движений в минуту. Она зависит от интенсивности обменных процессов и газового состава крови.

Тахипно́э или «дыхание загнанного зверя»  — учащённое поверхностное дыхание (ЧД свыше 20 дыхательных движений в минуту)Брадипно́э  — патологическое урежение дыханияАпно́э  — отсутствие или остановка дыхательных движений.

Одышка или диспно́э  — нарушение частоты и глубины дыхания, сопровождающееся ощущением нехватки воздуха.

Изображение слайда

13

Слайд 13: Тип дыхания зависит от мышц, поэтому выделяют:

1)  грудной. Осуществляется при участии межреберных мышц и мышц 1—3-го дыхательного промежутка, при вдохе обеспечивается хорошая вентиляция верхнего отдела легких, характерен для женщин и детей до 10 лет;2)  брюшной.

Вдох происходит за счет сокращений диафрагмы, приводящих к увеличению в вертикальном размере и соответственно лучшей вентиляции нижнего отдела, присущ мужчинам3)  смешанный.

Наблюдается при равномерной работе всех дыхательных мышц, сопровождается пропорциональным увеличением грудной клетки в трех направлениях, отмечается у тренированных людейПри спокойном состоянии дыхание является активным процессом и состоит из активного вдоха и пассивного выдоха.

Изображение слайда

14

Слайд 14

Активный вдох начинается под влиянием импульсов, поступающих из дыхательного центра к инспираторным мышцам, вызывая их сокращение.

Это приводит к увеличению размеров грудной клетки и соответственно легких. Внутриплевральное давление становится отрицательнее атмосферного и уменьшается на 1,5–3 мм рт. ст.

В результате разности давлений воздух поступает в легкие. В конце фазы давления выравниваются.

Изображение слайда

Реклама. Продолжение ниже

15

Слайд 15

Пассивный выдох происходит после прекращения импульсов к мышцам, они расслабляются, и размеры грудной клетки уменьшаются.Если поток импульсов из дыхательного центра направляется к экспираторным мышцам, то происходит активный выдох. При этом внутрилегочное давление становится равным атмосферному.

Изображение слайда

16

Слайд 16

вдох ( инспирация ) – активный процессвыдох ( экспирация ) – пассивный процессдиафрагма – главная мышца(70% ДО)сокращается, купол уплощаетсярасслабляется, купол поднимается2. наружные межреберные м.сокращаютсярасслабляются3. внутренние межреберные м.расслабляютсясокращаются (при глубоком дыхании) *4. ребраподнимаютсяопускаются5.

грудинаподнимаетсяопускается6. объем грудной клеткиувеличиваетсяуменьшается7. давление в легкихниже атм на 2 мм рт ствыше атм на 3-4 мм рт ст8.внутриплевраль-ное давлениениже атм на 6 мм рт стниже атм. на 3 мм рт ст.

*При глубоком, форсированном дыхании участвуют вспомогательные мышцы: большие и малые грудные, лестничные, грудино-ключично-сосцевидные, мышцы живота.

Изображение слайда

17

Слайд 17

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

18

Слайд 18: Давление в плевральной полости

Между висцеральным и париетальным листками плевры находится щелевидное пространство, заполненое серозной жидкость по составу напоминающей лимфу. Эта жидкость облегчает скольжение между париетальными и висцеральными листками.

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

19

Слайд 19

Отрицательное внутриплевральное давление – это разность давлений между париетальным и висцеральным листками плевры. Оно всегда ниже атмосферного.Факторы, его определяющие:1) неравномерный рост легких и грудной клетки;2) наличие эластической тяги легких.

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

20

Слайд 20

Эластическая тяга легких – сила, с которой ткань стремится к спаданию. Она возникает за счет двух причин:1) из-за наличия поверхностного натяжения жидкости в альвеолах;2) из-за присутствия эластических волокон.

Отрицательное внутриплевральное давление :1) приводит к расправлению легких;2) обеспечивает венозный возврат крови к грудной клетки;3) облегчает движение лимфы по сосудам;4) способствует легочному кровотоку, так как поддерживает сосуды в отрытом состоянии.

способствует продвижению пищевого комка по пищеводу.

Изображение слайда

21

Слайд 21

Легочная ткань даже при максимальном выдохе полностью не спадается. Это происходит из-за наличия сурфактанта, который понижает натяжение жидкости.

Сурфактант – комплекс фосфолипидов (в основном фосфотидилхолина и глицерина) образуется альвеолоцитами второго типа под влиянием блуждающего нерва.

Таким образом, в плевральной полости создается отрицательное давление, благодаря которому осуществляются процессы вдоха и выдоха.Сурфактант – липопротеид, вырабатываемый альвеолоцитами II типа из компонентов плазмы крови.

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

22

Слайд 22

Поступление воздуха в плевральную полость, называется пневмотораксом.Двухсторонний пневмоторакс несовместим с жизнью, если только не производится искусственная вентиляция легких.

Изображение слайда

23

Последний слайд презентации: Дыхание, его основные этапы. Механизм внешнего дыхания. Биомеханика вдоха и: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

Источник: https://slide-share.ru/dikhanie-ego-osnovnie-ehtapi-mekhanizm-vneshnego-dikhaniya-biomekhanika-vdokha-i-133630

Дыхание типы и физиология дыхания, механизм вдоха и выдоха, верхние и нижние дыхательные пути, в чем состоит значение дыхания, где находится дыхательный центр

Механизм вдоха и выдоха презентация

Жизнь невозможна без дыхания. Каждый осуществляет этот процесс для поддержания жизнедеятельности организма. Дышат животные, растения, люди. Этот процесс стал привычным и естественным. Человек принимает его как должное и не задумывается, что из себя представляет правильное дыхание.

Виды дыхания

Человек привык дышать одинаково, но существуют разные способы делать это. Специалисты разделяют варианты на три основных вида, четвёртый же практикуют йоги.

Типы дыхания:

  • Брюшное. Осуществляется движением диафрагмы, а также стенок брюшной полости. Когда человек делает глубокий вдох, диафрагма приходит в напряжение и распрямляется книзу. Она сдавливает полость груди и кишечник. Стенка брюшной полости подастся вперёд. Когда человек совершает вдох, грудная клетка сильно расширяется, и в нижние отделы поступает воздух. Многие при проведении этого естественного процесса не напрягают нижние отделы лёгких, а потому там скапливаются «отходы» жизнедеятельности (слизь, застоявшийся воздух). Это отрицательно влияет на самочувствие и общее состояние тела. При брюшном дыхании происходит качественная вентиляция нижней части лёгких. Благодаря этому кислород обогащает кишечник, а также он переходит в другие части брюшной полости. Это оптимальный вариант дыхания, поскольку он совершается с минимальным количеством мышечных усилий, но при этом в лёгкие попадает много воздуха, распространяющегося по ним. А также органы брюшной полости подвергаются небольшому массажу, а потому застойные явления в кишечнике прекращаются.
  • Среднее. Нижние отделы не работают так интенсивно, как в предыдущем варианте. Но при этом происходит сильное сокращение мышечных групп, и грудная клетка расширяется сильнее. Поэтому лёгкие лучше заполняются кислородом. После расслабления мышц рёбра сжимаются, человек может выдохнуть. Мышцы подвергаются более серьёзным нагрузкам, чем при использовании брюшного дыхания.
  • Верхнее. Это самый энергозатратный вариант, поскольку мышцы работают максимально интенсивно. Но при этом в лёгкие поступает минимум воздуха. Процесс выглядит следующим образом: мускулатура сильно напрягается, ключицы и плечи приподнимаются, происходит вдох. Поскольку грудь задействована мало, её объём не увеличивается, в организм поступает минимальное количество воздуха. Поэтому тело не будет полноценно работать при использовании верхнего дыхания.
  • Отдельно стоит упомянуть про йоговское дыхание. Этот способ наиболее гармоничный, поскольку йоги используют сразу три описанных способа. Так лёгкие наполняются воздухом максимально сильно. Благодаря этому организм снабжается достаточным количеством кислорода. Его хватает для совершения физической активности.

    Подготовленные люди используют эту разновидность дыхания, чтобы улучшить психическое и душевное состояние организма, улучшая восприятие реальности. При желании йоговскому дыханию может научиться любой человек.

    Производимый процесс

    Есть много схем, анатомических картинок и таблиц, объясняющих процесс дыхания, но по ним сложно понять взаимодействие разных органов. Физиологию можно объяснить проще.

    Чтобы произошёл естественный процесс дыхания, в грудной клетке должны быть задействованы несколько эластичных мешочков, которые принимают абсолютно любой форму.

    Они могут сжиматься и разжиматься в зависимости от уровня заполнения воздухом.

    Ныряльщики, у которых недостаточно опыта в этом ремесле, делают серьёзную ошибку: максимально сильно заполняют лёгкие кислородом, а потому глубоко погрузиться не могут. Воздух в лёгких будет выталкивать их на поверхность. Но при выдохе человек сразу же начнёт опускаться ко дну, поскольку лёгкие сильно сжаты и в них практически нет воздуха. Знание анатомии пригодится в этом занятии.

    Дыхательная система человека (строение и функции) зависит от работы мышечных групп. Они раздвигают рёбра, расширяют грудную клетку. Диаграмма при этом сильно напрягается, сдавливая брюшную полость. После этого она направляется вниз. Воздух проходит в свободное пространство.

    Выдох проходит в реверсивном порядке: сначала мышцы максимально расслабляются, грудь сжимается. Диафрагма возвращается в начальное положение и тянется кверху. Воздух, сдавливаемый грудью, перемещается вверх и выходит из лёгких.

    Как только один цикл дыхательного процесса завершён, клетки организма снабжаются необходимым кислородом. Если делать вдох правильно, клетки тела обогащаются полноценно. Чем шире разошлась грудь и ниже опустилась диафрагма, тем сильнее организм насытился кислородом.

    Всё это физиология дыхания.

    Свойства и значение

    Свойства процесса зависят от жизнедеятельности человека. Чем глубже он вдыхает воздух, тем больше жизненной энергии входит в организм. Растягивая цикл дыхания, человек делает его более глубоким, а потому воздух дольше задерживается в лёгких. Увеличивая этот показатель, человек повышает эффективность организма и повышает продолжительность жизни.

    Сложно переоценить значение дыхания. Если без пищи организм продержится несколько недель, то без воздуха проживёт не больше нескольких минут.

    Многие учёные склоняются во мнении, что большинство проблем человеческого организма связано с неправильным питанием. Это верное утверждение.

    [attention type=red]

    Если задуматься об этой аксиоме, то можно понять, что значимость дыхания куда выше, чем даже питание для организма. Если правильно регулировать вдохи, можно избавиться от многочисленных проблем в человеческом теле.

    [/attention]

    При изучении процесса верхнего дыхания, можно понять, что организм в полной мере не очищается от углекислого газа, клетки не насыщаются кислородом.

    «Загрязнённый» организм может представлять серьёзную опасность для жизнедеятельности. Это неоспоримая аксиома. Поэтому не стоит относиться к дыхательному процессу легкомысленно.

    Если человек правильно питается, но неверно дышит, то абсолютного здоровья добиться он не сможет. Многие йоги утверждают, что если индивид дышит только наполовину, то и полноценно жить он не в состоянии.

    Здесь речь идёт о продолжительности жизни и её качестве, заболеваниях, от которых получится избавиться.

    Поэтому следует лечить респираторные заболевания, поражающие бронхи и лёгкие. Для оздоровления организма необходим комплексный подход. От человека требуется не только правильно питаться, но и верно дышать. От дыхания и питания будет в равной степени зависеть здоровье тела и сознания.

    Центр регуляции

    Параметры дыхания во время человеческой жизнедеятельности происходят автоматически в зависимости от потребностей, которые могут возникнуть в определённое время.

    Поэтому организм имеет несколько отдельных центров регуляции:

  • Первое звено — потребность в поддержании уровня кислорода на нужном уровне в крови. Это неизменный параметр. Если происходят вынужденные нарушения, то организм прекращает работу после нескольких минут.
  • Периферические хеморецепторы, располагающиеся в тканях и стенках сосудов. Они сразу реагируют на понижение кислорода в крови или повышение углекислого газа, который попал в организм. Если рецепторы раздражены, то у человека сбивается ритм и частота вдохов.
  • Дыхательный центр из клеток, располагающихся по всей нервной системе человека.
  • Этот центр состоит из нескольких частей. Учёные разделяют его на 3 уровня:

  • Спинальный. Он располагается около спинного мозга и предназначен для регулирования силы сокращения в определённых мышечных группах.
  • Центральный механизм располагается в продолговатом мозге и контролирует уровень дыхания в состоянии покоя.
  • Центр, расположенный в гипоталамусе и в больших полушариях, предназначен для регулирования дыхания, когда происходит сильная физическая нагрузка и начинается стрессовое состояние. В таком случае головной мозг начнёт самостоятельно регулировать уровень дыхания.
  • Важно отметить про ещё один серьёзный момент: если человек сбился с нормального ритма, то происходит изменение других систем организма и отдельных органов. При резком изменении частоты ритм сердца сбивается, что приводит к изменению артериального давления.

    Упражнения для развития

    Поскольку процесс дыхания крайне важен для организма, нужно освоить несколько упражнений, которые позволяют развить его. В первую очередь необходимо узнать про технику брюшного дыхания. Человек должен совершать быстрые вдохи, надавливая на нижнюю часть лёгких мускулатурой пресса. Далее следует максимально расслабиться и произвести пассивный вдох.

    После этого действия потребуется очень быстро сократить мышечные группы пресса и вывести воздух. Из самой нижней их части. Как только человек начнёт привыкать к технике, частоту и скорость движения необходимо постепенно увеличивать.

    Для начала можно не убирать руки с живота, чтобы следить, насколько правильно проходит процесс дыхания. Пупок движется к позвоночнику и обратно. При дыхании задействован должен быть исключительно живот, а всё тело остаётся в неподвижном положении.

    [attention type=green]

    Важно следить, чтобы грудь и плечи оставались неподвижными. Применяя технику, человек сможет вентилировать нижнюю часть лёгких по специальным путям, производить массаж брюшной полости. Это движение способствует насыщению организма кислородом. Йоги систематически используют такое дыхание в качестве очистительной практики организма.

    [/attention]

    Освоив технику, человек может заметить, что применять её получается не только на занятиях, но и в повседневной жизни, а это крайне полезно для организма.

    Тренировка среднего и верхнего вдоха

    Далее можно переходить к технике среднего дыхания. Эти действия намного проще, поскольку методику часто используют и в обычной жизни, не задумываясь об этом. Поэтому процесс можно описать кратко. В предыдущем варианте дыхание осуществлялось благодаря сокращению мышц живота. В этой методике живот должен быть неподвижен.

    Мышцы пресса сильно напрягаются, но остаются в неизменном положении. После этого необходимо максимально сильно расширить грудь и сделать медленные вдохи. Когда станет понятно, что предел достигнут, нужно сжимать обратно грудь, выпуская воздух наружу.

    Ещё один тип дыхания, который нужно освоить, — верхний. Живот и грудь должны оставаться в неизменном положении. Это крайне важно для обучения. Дыхание производят только за счёт движения плечей и ключицы.

    На вдохе нужно поднять плечи, а при выдохе опустить их. Осваивая методику, необходимо руки положить на пресс и грудь. Если эти органы не участвуют в процессе, то всё происходит правильно.

    Техника йогов

    Если техника освоена, можно попробовать дыхательную практику «йоговское дыхание» — сочетание трёх освоенных типов.

    Процесс начинается сверху, когда лёгкие наполняются кислородом. На первом этапе нужно максимально сильно напрячь диафрагму и направить воздух в нижний отдел лёгких. Это брюшной вдох.

    Затем сразу же можно переходить к заполнению среднего отдела лёгких — это второй этап. Происходит расширение грудной клетки.

    [attention type=yellow]

    Как только появится чувство, что воздух перестал помещаться внутри, нужно поднять плечи и пропустить его к верхним отделам лёгких. Это третий и финальный этап.

    [/attention]

    Вдох продолжают, пока лёгкие не насытятся воздухом. Когда больше не получается вдыхать, нужно медленно выпустить его в обратном порядке. Для начала расслабляют плечи, после сжимают грудь, и на последнем этапе диафрагма приходит в первоначальное положение.

    Остаток воздуха необходимо вытолкнуть назад по трахее, задействовав внешний брюшной пресс. Живот потребуется максимально сильно прижать к позвоночнику. Как только человек почувствует, что больше не имеет возможности выдыхать, нужно немного задержать дыхание, и переходить к следующему циклу.

    Новичкам достаточно использовать всего лишь 5 циклов в день, а после постепенно увеличивать это число.

    Используя полученные знания и освоив техники правильного дыхания, можно гармонично развить тело и сознание. Поверхностные занятия не помогут достичь целей. Поэтому важно серьёзно подойти к освоению методик и полностью «включаться» в процесс.

    ПредыдущаяСледующая

    Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/anatomija/78396-dyhanie-tipy-i-fiziologiia-dyhaniia-mehanizm-vdoha-i-vydoha-verhnie-i-nijnie-dyhatelnye-pyti-v-chem-sostoit-znachenie-dyhaniia-gde-nahoditsia-dyhatelnyi-centr.html

    Урок биологии на тему: «Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания» (8 класс)

    Механизм вдоха и выдоха презентация

    КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ:

    «Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания» (8 класс)

    Урок изучения нового материала с ортобиотическими компонентами.

    ЦЕЛЬ: сформировать знания о механизме вдоха и выдоха, нейрогуморальной регуляции дыхания; показать отрицательное действие никотина на органы дыхания; формировать основы здорового образа жизни, познакомить с методикой определения состояния своего здоровья.

    ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, компьютер, экран, мультимедийное учебное пособие по биологии. Раздаточный материал: карточки «Механизм вдоха и выдоха», «Способы регуляции дыхания», входной тестовый контроль. Используется слайдовая презентация.

    ХОД УРОКА.

    1. Восстановление опорных знаний по теме: «Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание».

    Слайд №1 – «Внешнее и внутреннее строение лёгких», фронтально проводится проверка знаний по слайду №1.

    Переходим к тесту, который у вас на столах, (проводится фронтальный опрос).

    1. Изучение нового материала.

    Слайд №2 ТЕМА:«Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Влияние курения на органы дыхания».

    УЧИТЕЛЬ: давайте поставим цель нашего урока.

    Совершенно верно: получить знания о механизме вдоха и выдоха, способах регуляции дыхания, влиянии курения на органы дыхания.

    Слайд №3

    ПЛАН.

    1. Вентиляция лёгких. Механизм вдоха и выдоха (объяснение учителя с элементами беседы).

    2. Нейрогуморальная регуляция дыхания (объяснение учителя).

    3. Действие курения на органы дыхания (презентация самостоятельной исследовательской работы учащихся).

    1. Вентиляция лёгких. Механизм вдоха и выдоха.

    УЧИТЕЛЬ: Из предыдущего материала вам известно, что углекислый газ непрерывно поступает из крови в альвеолярный воздух, а кислород поглощается кровью и расходуется на биохимическое окисление («сжигание») питательных веществ внутри клеток с получением энергии. Для поддержания газового состава альвеол необходима вентиляция альвеолярного воздуха.

    Она достигается благодаря дыхательным движениям: чередованию вдоха и выдоха. Вдохи-выдохи регулируются диафрагмой – мышечной перегородкой между грудной и брюшной полостями, а так же межрёберной мускулатурой. Сокращаясь, они заставляют грудную полость расширяться, а, расслабляясь, – спадаться.

    Воздух засасывается в лёгкие и выталкивается из них благодаря разнице давления внутри и снаружи тела. Давление в плевральной полости, щелевидном пространстве между лёгкими и стенками грудной полости меньше, чем давление воздуха в лёгких, лёгкие всегда прижаты к стенкам грудной полости и точно следуют за изменением её конфигурации.

    [attention type=red]

    При вдохе и выдохе лёгочная плевра скользит по пристеночной плевре, повторяя её форму.

    [/attention]

    Слайд №4. Возьмите у себя на столах таблицу «Механизм вдоха и выдоха». Сейчас вы просмотрите фрагмент, будьте внимательны, так как вам предстоит заполнить эту таблицу самостоятельно, после чего мы её проверим вместе.

    ТАБЛИЦА «ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ»

    ВДОХ

    ВЫДОХ

    Рёбра

    Диафрагма

    Объём грудной полости

    Слайд №5. Фрагмент «Механизм вдоха и выдоха»

    А теперь проверяем таблицу.

    Слайд №6. Заполненная таблица. Слова выезжают по вопросу учителя.

    ТАБЛИЦА «ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ»

    ВДОХ

    ВЫДОХ

    Сокращаются

    расслабляются

    Рёбра

    приподнимаются

    опускаются

    Диафрагма

    Опускается, становится более плоской

    Занимает прежнее положение

    Объём грудной полости

    увеличивается

    уменьшается

    Учитель: ВДОХ: сокращаясь, диафрагма, уплощается и опускается, а мышцы между рёбрами тянут их вверх и наружу. Всё это увеличивает объём лёгких, давление в них падает, и туда засасывается воздух.

    ВЫДОХ: расслабляясь, диафрагма, поднимается, а мышцы между рёбрами дают им сдвинуться вниз и внутрь. Лёгкие сжимаются, давление в них растёт, и воздух выталкивается наружу.

    УЧИТЕЛЬ: Нам подготовили интересную справку.

    УЧЕНИК: Слайд №7 в среднем человек делает за 1 минуту 18 вдохов-выдохов. За сутки – более 25000 , прокачивая через лёгкие около 14200 литров воздуха. Во вдыхаемом воздухе 21% кислорода, а в выдыхаемом – 16%.

    УЧИТЕЛЬ: Какой вывод мы можем сделать по первому вопросу нашего плана?

    ВЫВОД (делают учащиеся): вентиляция лёгких осуществляется благодаря дыхательным движениям.

    Слайд №8 – ПЛАН УРОКА

    1. Переходим к следующему вопросу нашего плана. Регуляция дыхания.

    УЧИТЕЛЬ: давайте вспомним, какие системы органов осуществляют регуляцию организма?

    УЧЕНИК: нервная система и эндокринная.

    УЧИТЕЛЬ: Как обеспечивает регуляцию организма нервная система?

    УЧЕНИК: нервная система осуществляет регуляцию с помощью нервных импульсов, по-другому рефлекторная регуляция.

    УЧИТЕЛЬ: Как обеспечивает регуляцию организма эндокринная система?

    УЧЕНИК: эндокринная система действует с помощью биологически активных веществ – гормонов, которые поступают в кровь и, дойдя до органов, изменяют их работу. По-другому она называется гуморальной.

    УЧИТЕЛЬ: совершенно верно. Нервная и эндокринная системы работают вместе и дополняют одна другую. В целом такая регуляция называется нейрогуморальной.

    УЧИТЕЛЬ: давайте обратимся к схеме, которая лежит на ваших столах.

    Слайд №9

    РЕФЛЕКТОРНАЯ ГУМОРАЛЬНАЯ

    (углекислый газ)

    непроизвольная произвольная

    ( дыхательный центр ( кора больших полушарий)

    продолговатого мозга)

    УЧИТЕЛЬ: А теперь рассмотрим, как осуществляется нервная (рефлекторная) регуляция дыхания.

    Она может быть непроизвольной (не зависящей от нашего желания) и произвольной ( зависящей от нашего желания).

    Слайд № 10 (продолговатый мозг)

    Рассказ УЧИТЕЛЯ.

    НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ.

    Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге. Он состоит из центров вдоха и выдоха, которые регулируют работу дыхательных мышц.

    [attention type=green]

    Спадение лёгочных альвеол, которое происходит при выдохе, рефлекторно вызывает вдох, а расширение альвеол рефлекторно вызывает выдох.

    [/attention]

    При задержке дыхания мышцы вдоха и выдоха сокращаются одновременно, благодаря чему грудная клетка и диафрагма удерживаются в одном положении.

    Слайд №11

    ПРОИЗВОЛЬНАЯ

    На работу дыхательных центров оказывают влияние и другие центры, в том числе расположенные в коре больших полушарий. Благодаря их влиянию дыхание изменяется при разговоре и пении. Возможно, также сознательно изменять ритм дыхания во время физических упражнений, тренировки дыхания.

    ЧИХАНИЕ И КАШЕЛЬ

    Чихание и кашель имеют защитный характер, т.е. являются защитными рефлексами. Что же происходит при кашле? Слизистая носа раздражается пылью или неприятно пахнущим веществом, что вызывает остановку дыхания и смыкание ой щели.

    Затем начинается интенсивный выдох. Давление воздуха нарастает, и наступает момент, когда он с силой прорывается через сомкнутые ые связки. Струя воздуха направляется наружу, возникает характерный звук чихания.

    Вместе с воздухом и слизью выделяются наружу и раздражители слизистой оболочки.

    При кашле происходит то же самое, что и при чихании, только основной поток воздуха выходит через рот. Причиной кашля может стать раздражение слизистой оболочки лёгких, бронхов. Трахеи, гортани, а так же плевры.

    ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

    При мышечной работе усиливаются процессы окисления. Следовательно, в кровь выделяется больше углекислого газа. Когда кровь с избытком углекислого газа доходит до дыхательного центра и начинает его раздражать, активность центра повышается.

    Человек начинает глубоко и часто дышать. В итоге избыток углекислого газа удаляется, а недостаток кислорода восполняется.

    [attention type=yellow]

    Если концентрация углекислого газа в крови понижается, работа дыхательного центра тормозится и наступает непроизвольная задержка дыхания.

    [/attention]

    УЧИТЕЛЬ: Какой вывод вы можете сделать?

    ВЫВОД: концентрация углекислого газа и кислорода в крови поддерживается на определённом уровне в любых условиях благодаря нервной и гуморальной регуляциям.

    Слайд № 12

    УЧИТЕЛЬ: давайте выясним, какие из перечисленных ниже примеров относятся к гуморальной регуляции, а какие – к нервной?

    1. Чихание при раздражении рецепторов слизистой носа.

    2. Задержка дыхания вследствие уменьшения концентрации углекислого газа в крови, возникающая после частого и глубокого дыхания в состоянии покоя.

    3. Задержка дыхания при вхождении в холодную воду, действие на рецепторы кожи.

    4. Задержка дыхания, происходящая в результате действия нашатырного спирта на органы обоняния.

    Слайд № 13 (План)

    Переходим к третьему вопросу нашего плана, он наиболее интересный.

    3.Влияние курения на органы дыхания.

    Нам подготовили свою презентацию о вреде курения для органов дыхания учащиеся……………….

    Слайд №14 Детская презентация.

    УЧИТЕЛЬ: предлагаю вам посмотреть ещё один фрагмент, после которого вы выскажите своё мнение.

    Слайд №15 Фрагмент о вреде курения.

    Учащиеся высказывают своё мнение.

    Слайд №16 ТЕМА УРОКА.

    УЧИТЕЛЬ: о чём вы сегодня узнали на уроке? Чем вам понравился урок? Какой вывод вы сделали для себя после сегодняшнего урока?

    Если останется время, предлагается методика Бутейко.

    1. Домашнее задание. Методика Бутейко.

    Источник: https://botana.biz/prepod/biologiya/obsgr6ri.html

    Медик
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: