Метамерное строение тела

Содержание
  1. Цвета умеют обманывать, или 12 типов метамерией – Univest Advertising Production
  2. 1.      Лампа VS Солнце
  3. 2.      Я вижу… Я вижу то, что ты не видишь… (Наблюдатель)
  4. 3.      Поменяйте угол просмотра, и вы увидите мир по-другому (угловой или геометрический тип)
  5. 4.      Влажный-сухой, или просто добавьте воды
  6. 5.      Сияющий глянец или сдержанный матовый? Блеск как тип метамерии
  7. 6.      Lux – чем ярче свет, тем насыщеннее цвет
  8. 7.      Размер и расстояние тоже влияют на восприятие цвета?
  9. 8.      Пейзаж
  10. 9.      Временной интервал, или как время влияет на наше решение
  11. 10.  Жизненный цикл цвета
  12. 11.  Влажность имеет значение
  13. 12.  Температура и ее воздействие на цвет
  14. Как не дать цвету обмануть себя
  15. Что такое метамерия, и почему это должно меня волновать?
  16. Научные корни метамерии
  17. Что вызывает метамерию?
  18. Что можно сделать?
  19. Метамерия – это что такое?
  20. Метамерия цвета
  21. В химии
  22. У животных
  23. В растениях
  24. Особенности метамерии в биологии
  25. Конспект
  26. Класс Малощетинковые (Олигохеты)
  27. Класс Многощетинковые (Полихеты)
  28. Класс Пиявки
  29. Метамерное строение тела
  30. Задачи современной анатомии:
  31. 2. Классификация анатомических наук
  32. Современные принципы изучения анатомии человека
  33. 3. Методы изучения анатомии
  34. Методы исследования на трупном материале
  35. Метамерное строение тела рака
  36. Page 3
  37. Образы животных в пословицах и поговорках

Цвета умеют обманывать, или 12 типов метамерией – Univest Advertising Production

Метамерное строение тела

Две ситуации и два цвета. В первой цвета выглядят идентично, а во второй – отличаются. Все дело в метамерии! Бывали в такой ситуации? Или может вам часто приходиться заказывать что-то цветное, например, полиграфическую продукцию? Тогда эта информация как раз для вас!

Википедия говорит нам, что метамеризм – это свойство зрения, когда свет разного спектрального состава может давать эффект одинакового цвета. Метамерия из-за источника света самая известная, но существует более широкий круг обстоятельств, при которых вы можете быть приятно или неприятно удивлены.

Профессионалы, чья работа связана с качественным цветом (дизайн, авторемонт, мода и косметика) особенно должны быть осведомлены о различных типах метамерных рисков. Для остальных же эта статья – способ развлечься и лучше понять чудеса цветов, окружающих нас.

Итак, 12 типов метамерии, которые мы можем встретить в повседневной жизни.

1.      Лампа VS Солнце

Это, пожалуй, самый известный тип метамерии: два цвета, которые выглядят одинаково под одним источником света и различно под другим.

Один из самых страшных примеров – ремонт автомобильной двери. Вы можете уехать из мастерской с полной уверенностью, что цвет вашей двери именно такой, как вы хотели. Но когда припаркуете авто на улице, при дневном свете можете увидеть, что оттенок вовсе не соответствует тому, который вам нужен был. Этому не сложно найти объяснение, но увиденное может шокировать вас.

Этот эффект можно обнаружить на текстиле, бумаге, косметике и банковских купюрах.

2.      Я вижу… Я вижу то, что ты не видишь… (Наблюдатель)

Часто люди – самое слабое звено… нет, не в программе «Слабое звено», а в оценивании цвета. Восприятие цвета разными наблюдателями – действительно увлекательная тема!

Вы скорее всего знаете, что сетчатка человеческого глаза содержит три типа цветовых «колбочек», которые отвечают за передачу цветовой информации. Кто мог бы подумать, что два человека с «нормальным» трехцветным зрением могут отличаться соотношением красного и зеленого рецепторов (79:20 против 51:44). Поэтому два человека, обсуждающие один и тот же цвет могут разойтись во мнениях.

Помимо физических различий и (не)способностей из-за возраста, люди также могут влиять на восприятие цвета психически. Мысли, настроение, стресс, усталость, употребление наркотиков или медикаментов могут повлиять на их решение относительно того, выглядят два объекта одинаково или нет.

[attention type=yellow]

Для типографий это типичная ситуация, когда клиент утверждает, что синий или красный цвет вовсе не такой, как он хотел. А менеджер при этом не понимает, в чем проблема. Все же правильно!

[/attention]

Люди также могут натренироваться в оценивании цветов и развить высокую чувствительность к визуальным отличиям. Профессионалы в визуальном контроле качества часто учат описывать разницу в восприятии того или иного оттенка, их яркость, насыщенность и т.д. Каким-то образом такая стимуляция делает их суперкритиками, что имеет как положительный, так и отрицательный эффект в их работе.

3.      Поменяйте угол просмотра, и вы увидите мир по-другому (угловой или геометрический тип)

Восприятие цвета часто зависит от угла, под которым мы смотрим на этот самый цвет.

В природе (ракушки, радуга, мыльные пузыри), текстиле, цветных красках и печатных материалах много примеров цветов, которые резко меняются при изменении угла падения света или просмотра (наблюдения). Совпадение этих цветов – огромная задача. В большинстве случаев их согласование «хорошее» только с одного угла и плохое с других.

4.      Влажный-сухой, или просто добавьте воды

Этот тип хорошо известен в сфере рисования и стоматологии. Можно сэкономить много времени при корректировке цвета, пока краска еще влажная. Но она может отличаться по цвету от высохшей.

Вы мыли когда-нибудь старую школьную доску или смотрели как капли воды окрашивали кусок ткани или бумаги? В большинстве случаев этот эффект обратимый.

5.      Сияющий глянец или сдержанный матовый? Блеск как тип метамерии

В какой-то степени блеск – это особый вид геометрической метамерии, плюс он имеет отношение к влажному-сухому типу. Так почему же мы тогда выносим его как отдельный тип? Потому что в полиграфии выбор глянцевого или матового цвета очень важен. Если вы когда-нибудь пользовались веерами Pantone, то должны были видеть, насколько отличается глянец от мата.

Глянцевый цвет может совпадать с матовым под определенным углом между падающим светом, цветной поверхностью и наблюдателем. Под другими углами они не будут соответствовать друг другу.

6.      Lux – чем ярче свет, тем насыщеннее цвет

Все коты серые в темноте. Вот это новость! Но при слабом освещении вы увидите небольшие отличия в оттенках. А на ярком свету вы уже можете наблюдать их различный окрас.

Способность видеть цветовые отличия напрямую зависит от яркости освещения. Так что при затемненном источнике света можно не увидеть разницу в цвете. А при том же источнике света, но большей мощности, разница становится очевидной.

7.      Размер и расстояние тоже влияют на восприятие цвета?

Тяжело судить о соответствии цветов двух маленьких объектов, например, клубничек, когда они находятся близко к нашим глазам. То же самое и с большими объектами на больших дистанциях.

В чем суть? Два маленьких объекта вблизи могут визуально совпадать. Но если их разместить на расстоянии вытянутой руки, вы сможете рассмотреть их отличия.

А если большие образцы находятся на расстоянии 10 метров, вы снова можете увидеть два одинаковых изображения.

Этот эффект размера и дистанции – результат соотношения размера проецируемого изображения и пространственного расположения конусов на сетчатке глаза.

Есть и второй дистанционный эффект. Когда два цветных объекта расположены рядом и между ними не остается свободного пространства, наше зрение более чувствительно к маленьким цветовым отличиям. Но эта чувствительность сразу падает, когда объекты находятся в разных концах комнаты, особенно если пространство между объектами имеет контрастный по отношению к ним цвет.

8.      Пейзаж

Даже если мы фокусируемся, невозможно абстрагироваться от других цветов в поле нашего зрения.

Люди и многие животные не смотрят на картину с фиксированной устойчивостью. Наши глаза двигаются по кругу, улавливая интересные части места действия и выстраивая соответствующую воображаемую трехмерную карту.

Эти так называемые «саккадические движения» – причина ряда странных оптических иллюзий.

9.      Временной интервал, или как время влияет на наше решение

Когда нас просят определить, выглядят два цвета одинаково или нет, наше решение зависит от времени, которое мы тратим на его принятие. За долю секунды отличия будут менее критичными, чем за более долгий промежуток времени. Наши глаза и мозг должны привыкнуть к новому набору для оценки.

За короткий промежуток времени цвета могут выглядеть одинаково, тогда как за большее время можно увидеть разницу. Рассматривание пары цветов в течение долгого времени может привести к сомнениям, а усталость сетчатки скажется на следующей паре цветов.

Это особенно важно, когда люди вынуждены оценивать большое количество цветов за короткое время, а также когда люди должны визуально проверять цвета, которые движутся подобно сборочной ленте или конвейерной системе (например, в рулонных покрытиях).

10.  Жизненный цикл цвета

Большинство цветов меняются со временем. Некоторые в течение минут, другие – часов, годов или столетий. Так что два цвета могут совпадать в один момент и отличаться позже (или наоборот).

Кратковременное изменение цвета часто случается непосредственно после получения окрашенного продукта. Связующие могут желтеть, пигменты должны осесть, а чернила могут иметь замедленное поглощение.

Другие эффекты связаны больше с концом жизненного цикла продукта. Мы имеем в виду выцветание и деградацию цвета. Они показывают увеличение разницы в цвете с течением времени.

11.  Влажность имеет значение

Это довольно туманный тип метамерии. Бывает не так много ситуаций, когда цвета меняются из-за относительной влажности. Но есть ряд химических веществ, например, Кобальт или Хлорид меди, которые меняются.

Хлорид кобальта остается ярко-синим в идеально сухом состоянии без воды, но переходит в пурпурный с увеличением влажности, а когда относительная влажность достигает 100% – он становится розовым.

В интернете есть несколько датчиков влажности, которые обеспечивают цветную индикацию определенного уровня влажности.

12.  Температура и ее воздействие на цвет

Термохромизм – это свойство веществ, меняющих цвет в зависимости от изменения температуры. Есть ряд захватывающих примеров красителей, чернил, красок, жидких кристаллов и полимеров, которые могут переключаться с одной стороны цветовой гаммы на другую всего через пару градусов по Цельсию.

Есть также и более тонкие формы изменения цвета из-за температуры. Множество неорганических веществ показывают обратимый цветовой сдвиг, когда температура повышается или опускается, что может привести к перцептуальным различиям цвета в пределах 5 градусов Цельсия. Это главная причина, по которой контроль качества цвета должен осуществляться в пределах фиксированного диапазона температур.

Как не дать цвету обмануть себя

Заказывая полиграфическую продукции, вы можете обезопасить себя несколькими способами:

  • Очень сложно ориентироваться в цветах по субъективному описанию. Поэтому используйте цветовую библиотеку Pantone или другую, чтобы указать конкретный номер цвета.
  • Если цвета должны точно соответствовать корпоративному стилю, не забудьте воспользоваться брендбуком или поделиться им с дизайнером полиграфии. Обычно в нем указывается каждый конкретный цвет, который должен быть использован в макете изделия.
  • Оценивайте цвет при том освещении, при котором будет эксплуатироваться продукция. Если это наружная реклама, значит выбор цвета должен происходить под дневным освещением. И не обязательно на солнце. Технологии – наше все. Есть лампы, которые точно имитируют дневной свет.
  • Делайте цветопробы. Перед тем, как напечатать полный тираж, необходимо произвести цветопробу. Так вы заранее определите, будет ли соответствовать готовая продукция вашим пожеланиям.

Univest Advertising Production

Андрей Беззуб

Управление полиграфическими проектами

В 7 пункте говорится о влиянии размера и расстояния на восприятие цвета. Важно, чтобы при выполнении цветопробы результат оценивался с учетом этих параметров. Если мы говорим о широкоформатных изделиях, то они обычно рассматриваются с больших расстояний. И этот фактор нельзя упускать. В реальной жизни, к сожалению, это делается редко.

Источник: https://rpk.univest.ua/tsveta-umeyut-obmanyvat-ili-12-tipov-metamerii/

Что такое метамерия, и почему это должно меня волновать?

Метамерное строение тела

Тим Мув (Tim Mouw)

Случалось ли вам когда-нибудь выйти из дома носить в черных носках, а, приехав на работу, обнаружить, что один из них темно-синий? Если да, то вы стали жертвой метамерии.

Метамерия это явление, возникающее, когда два цвета соответствуют друг другу под одними условиями освещения, но отличаются, когда освещение меняется.

Метамерные пары

На этих фотографиях одни и те же окрашенные образцы шерсти показаны под U30 флуоресцентной лампой (вверху) и лампой накаливания (внизу). Заметили, как образцы меняют свой цвет? Производители, естественно, стараются избежать подобного.

Метамерные пары встречаются довольно часто, особенно в близких к нейтральным цветах, серых, белых и темных, как эти. По мере того, как цвета становятся светлее или более насыщенными, количество возможных метамерных пар уменьшается.

Чтобы избегать метамерии в процессе производства цвета, мы должны знать, чем она вызвана.

Научные корни метамерии

Причина этого явления кроется в источнике света и том, как объект отражает этот свет, давая нам ощущение цвета.

Ниже приведены кривые отражения для ламп накаливания и дневного света. Обратите внимание на то, что лампа накаливания имеет много энергии в красной зоне, но гораздо меньше в синей. Из-за повышенной энергии в красной зоне, объекты, освещенные лампами накаливания, кажутся краснее, чем при дневном свете, который имеет пик в синей зоне.

С помощью спектрофотометра вы можете измерить объект и увидеть, сколько света он отражает в каждой точке во всей видимой области спектра.

Полученные в результате данные его отражательной способности являются “отпечатками пальцев” этого цвета, и могут быть использованы для создания кривой отражения.

[attention type=red]

Метамерные пары цветов кажутся идентичными в рамках одного определенного условия освещения, но на самом деле они имеют разные «отпечатки пальцев».

[/attention]

На графике справа показаны кривые отражения для двух красных цветов. Обе кривые сильно поглощают синее, поглощают умеренное количество зеленого, и обе довольно сильно отражают красное.

Заметили, как кривые пересекают друг друга? Если два физических образца имеют кривые, пересекающие друг друга, как минимум, три раза, они являются метамерной парой.

Когда объекты являются метамерной парой, метамерия очевидна и, хотя они иногда кажутся одинакового цвета, они не будут соответствовать друг другу при любых условиях освещения.

Что вызывает метамерию?

Метамерия часто встречается, если продукт собран с использованием различных материалов. Автопроизводители постоянно борются с этим явлением.

Хотя краска корпуса сделана из пигментов, отличных от использующихся в бамперах и зеркалах заднего вида, а ткань обивки окрашивается красителями, не имеющими ничего общего с «отпечатками» пигментов, используемых для пластиковой приборной панели, собранный автомобиль должен совпадать по цвету практически при всех типах освещения.

Флуоресцентные оптические отбеливатели также часто служат причиной метамерии для бумаг, тканей и жидкостей. В этом процессе, химикат поглощает ультрафиолетовую энергию из диапазона ниже видимого и излучают эту энергию на более длинных волнах, что делает цвет белее. Оптическими отбеливателями бывает трудно управлять, и они часто вызывают метамерные пары.

Хотя эти рубашки на вид совпадают по цвету под дневным освещением, под ультрафиолетом мы видим, что они на самом деле состоят из метамерных пар

Метамерию необходимо тщательно контролировать при сборке деталей от различных поставщиков, потому что любая разница красящего состава или процесса окраски изменит «отпечаток».

Что можно сделать?

Используйте спектрофотометр для замера и сравнения «отпечатков пальцев» цвета. Это не должно быть последним шагом: измерение красителей перед их использованием в производстве, гарантирующее, что они не являются метамерными парами, экономит много времени и сырья.

Перед отправкой продукции, используйте просмотровую световую кабину для оценки цвета при различных условиях освещения. Разные «отпечатки пальцев» не создадут проблем, если вы убедитесь, что цвета соответствуют подо всеми возможными условиями освещения.

Если вы имеете дело с различными поставщиками и производителями, разработайте стандартные рабочие процедуры, в которых будут регламентированы ваши требования в плане метамерии и описаны действия и гарантии в случае обнаружении метамерных пар в поставке.

[attention type=green]

Оригинальная статья: http://blog.xrite.com/what-is-metamerism-and-why-should-you-care/

[/attention]

Смотреть другие статьи Pantone: Что такое спектрофотометр; Какой eXact подойдет вам; Пять советов по настройке вашего спектрофотометра.

о цвете и о компании Pantone.

Источник: https://www.pantone.ru/what-is-metamerism

Метамерия – это что такое?

Метамерное строение тела

Метамеризм в разном контексте стоит понимать по-разному. В физике это явление, при котором поверхности воспринимаются наблюдателем (например, человеческой визуальной системой или цветной камерой) одинаковым цветом, хотя их физические свойства различны. Химия рассматривает это понятие как тип изометрии, а в биологии метамерия – это сегментация тела. Она присуща многим живым организмам.

Метамерия цвета

Это явление, при котором поверхности с различными физическими свойствами воспринимаются в одинаковом цвете.

Хотя мы не всегда это осознаем, метамеризм проявляется как в позитивном, так и в отрицательном отношении в повседневной жизни. Например, он лежит в основе всей цветопередачи.

Мы считаем само собой разумеющимся, что изображение ландшафта выглядит как реальный пейзаж: зеленый цвет деревьев и синее небо.

Однако удивительно, что физические свойства света, которые объединяются для получения цветов в нашем поле зрения, и физические свойства реального дерева, или фактическое небо на самом деле совершенно разные.

Аналогично, когда мы печатаем изображение с использованием цветного принтера, мы воспринимаем печатные цвета как можно ближе к реальным цветам объектов окружающего мира.

Но физические свойства чернил, используемых для создания печати, совершенно не похожи на физические свойства реальных объектов.

Воспроизведение цветов – пример ситуации, в которой метамеризм оказывает положительное влияние на нашу повседневную жизнь. Однако он может иногда иметь отрицательный эффект. Рассмотрим, например, печально известную проблему «куртки и брюки».

Покупая одежду, мы найдем куртку и пару брюк, которые кажутся нам хорошим цветовым соответствием. Однако дома мы часто обнаруживаем, что эти два предмета больше не совпадают, как это было в магазине.

Это метамеризм, который еще раз объясняет данное явление.

В этом случае физические свойства двух элементов различны, но при просмотре под освещением магазина и из-за процессов, при которых мы воспринимаем цвета, они соответствовали друг другу. Однако при изменении условий это восприятие изменилось.

В химии

Метамеры относятся к одному гомологичному ряду, например, к диэтиловому эфиру и метилпропиловому эфиру. Обычно соединения, имеющие двухвалентную функциональную группу, показывают метамеризм. Это эфир, кетон и другие.

Метамерия в химии – это тип изомерии, обусловленный неравномерным распределением атома углерода по обе стороны от функциональной группы. Отдельные члены известны как метамеры.

Этот тип изомерии обусловлен неравномерным распределением атомов углерода по обе стороны от функциональной группы, например, пентанон-2 и пентанон-3 являются метамерами друг друга.

[attention type=yellow]

Если бы попросили описать дождевого червя, что бы вы сказали? Скорее, могли бы объяснить, что он маленький, тонкий, розоватый по цвету и обычно находится в почве.

[/attention]

И указали, что его тело разделено на крошечные вертикальные секции. Сегментированное тело земляного червя является его особенностью и действительно отличает его от многих других типов червей.

В мире науки сегментация тела известна как метамерия.

Это означает повторяющиеся сегменты, которые составляют целое. Этот тип тела встречается в нескольких разных группах в животном мире. Ярко выраженные сегменты можно наблюдать у дождевых червей.

Это классический пример биологической одноименной метафизики – свойство повторяющихся сегментов тела с различными регионами. В биологии метамерия – это феномен, имеющий линейную серию сегментов тела, которые сходны по структуре.

Не все такие структуры полностью одинаковы в какой-либо одной форме жизни, потому что некоторые из них выполняют специальные функции.

У животных

У животных метамерные сегменты называются сомитами или метамерами, в растениях они упоминаются как метамеры или фитомеры. У животных метамерия определяется как мезодермальное событие, приводящее к серийному повторению единичных подразделений продуктов эктодермы и мезодермы. Эндодерма не участвует в метамерии.

Сегментация – это не та же концепция, что и метамеризм. Она может быть ограничена только эктодермальной производной тканью, например у ленточных червей Cestoda. Метамеризм гораздо более важен биологически, поскольку он приводит к метамерам, также называемым сомитами, которые играют важную роль в продвинутой локомоции.

В растениях

Метамер – один из нескольких сегментов, которые участвуют в формировании растения. В метамерической модели растение состоит из серии фитомеров, каждый из которых состоит из междоузлия и верхнего узла с прикрепленным листом.

Сама ветвь представляет собой совокупность подобных частей, расположенных одна над другой в непрерывной серии, которая развита в последовательных поколениях.

Каждый из этих суставов стебля, несущий свой лист на вершине, представляет собой элемент растения, имеющее все органы растительности, а именно стебель, лист, даже корень или его эквивалент.

Некоторые растения, особенно травы, демонстрируют довольно четкую метамерную конструкцию. Многие другие либо не имеют дискретных модулей, либо их присутствие более спорно.

В сосудистых растениях система побегов принципиально отличается от корневой системы тем, что первая показывает метамерную конструкцию (повторяющиеся единицы органов, стебель, лист и соцветие), а вторая – нет.

Зародыш растения представляет собой первый метамер побегов в сперматофитах или семенных растениях.

Особенности метамерии в биологии

В чем они заключаются?

  1. Каждая метамера представляет собой зеркальное отражение другой.
  2. Сегментарные структуры являются взаимозависимыми.
  3. Они интегрированы в единую функциональную единицу.
  4. Все сегменты тела работают в координации.

Истинная метамерия – это когда сегментация тела развивается путем сегментации мезодермы. Это наблюдается у членистоногих и у большинства хордовых.

Источник: https://FB.ru/article/402028/metameriya---eto-chto-takoe

Конспект

Метамерное строение тела

Кольчатые черви (другие названия: кольчецы, аннелиды) — тип беспозвоночных из группы первичноротых. Тип насчитывает около 18 тысяч видов. Одни из наиболее известных представителей данного типа — дождевые черви.

 Среда обитания: водная, почвенная (моря, пресные водоёмы, почва). Образ жизни: в основном свободноживущие, реже — паразиты. Развитие происходит из трёх зародышевых листков.

   Первичноротые животные — первичный рот зародыша (бластопор) преобразуется в ротовое отверстие взрослого организма.

Систематика. Тип Кольчатые черви включает классы: Малощетинковые, Многощетинковые и Пиявки.

Строение. Двусторонняя симметрия тела. Размеры тела от 0,5 мм до 3 м. Тело подразделяется на головную лопасть, туловище и анальную лопасть. У многощетинковых обособлена голова с глазами, щупальцами и усиками.

Тело сегментировано (внешняя и внутренняя сегментация). Туловище содержит от 5 до 800 одинаковых сегментов, имеющих форму колец. Сегменты имеют одинаковое внешнее и внутреннее строение (метамерия) и выполняют сходные функции.

Метамерное строение тела определяет высокую способность к регенерации.

Стенка тела образована кожно-мускульным мешком, состоящим из однослойного эпителия, покрытого тонкой кутикулой, двух слоёв гладких мышц: наружного кольцевого и внутреннего продольного, и однослойного эпителия вторичной полости тела. При сокращении кольцевых мышц тело червя становится длинным и тонким, при сокращении продольных мышц оно укорачивается и утолщается.

Органы движения — параподии (имеются у многощетинковых). Это выросты кожно-мускульного мешка на каждом сегменте с пучками щетинок. У малощетинковых сохраняются только пучки щетинок.

Полость тела вторичная — целом (имеет эпителиальную выстилку, покрывающую кожно-мускульный мешок изнутри и органы пищеварительной системы снаружи).

У большинства представителей полость тела разделена поперечными перегородками, соответственно сегментам тела.

Полостная жидкость является гидроскелетом и внутренней средой, она участвует в транспорте продуктов обмена, питательных веществ и половых продуктов.

Пищеварительная система состоит из трёх отделов: переднего (рот, мускулистая глотка, пищевод, зоб), среднего (трубчатый желудок и средняя кишка) и заднего (задняя кишка и анальное отверстие). Железы пищевода и средней кишки выделяют ферменты для переваривания пищи. Всасывание питательных веществ происходит в средней кишке.

Кровеносная система замкнутая. Имеется два главных сосуда: спинной и брюшной, соединённые в каждом сегменте кольцевидными сосудами.

По спинному сосуду кровь движется от заднего конца тела к переднему, по брюшному — спереди назад.

[attention type=red]

Движение крови осуществляется благодаря ритмичным сокращениям стенок спинного сосуда и кольцевых сосудов («сердца») в области глотки, имеющих толстые мышечные стенки. Кровь у многих красная.

[/attention]

Дыхание. У большинства кольчатых червей дыхание кожное. У многощетинковых имеются органы дыхания — перистые или листовидные жабры. Это видоизменённые спинные усики параподий или головной лопасти.

Выделительная система метанефридиального типа. Метанефридии имеют вид трубочек с воронками. По две в каждом сегменте. Воронка, окруженная ресничками, и извитые трубочки находятся в одном сегменте, а короткий каналец, открывающийся наружу отверстием — выделительной порой, в соседнем сегменте.

Нервная система представлена надглоточным и подглоточным узлами (ганглиями), окологлоточным нервным кольцом (соединяет надглоточный и подглоточный ганглии) и брюшной нервной цепочкой, состоящей из парных нервных узлов в каждом сегменте, соединённых продольными и поперечными нервными стволами.

Органы чувств. У многощетинковых есть органы равновесия и зрения (2 или 4 глаза). Но у большинства имеются только отдельные обонятельные, осязательные, вкусовые и светочувствительные клетки.

Размножение и развитие. Почвенные и пресноводные формы в основном гермафродиты. Половые железы развиваются только в определённых сегментах. Осеменение внутреннее. Тип развития — прямой.

Кроме полового размножения характерно и бесполое (почкование и фрагментация). Фрагментация осуществляется благодаря регенерации — восстановлению утраченных тканей и частей тела. Морские представители типа раздельнополые.

Половые железы у них развиваются во всех или в определённых сегментах тела. Развитие с метаморфозом, личинка — трохофора.

Происхождение и ароморфозы. К возникновению типа привели следующие ароморфозы: органы движения, органы дыхания, замкнутая кровеносная система, вторичная полость тела, сегментация тела.

Значение. Дождевые черви улучшают структуру и повышают плодородие почвы. Океанический червь палоло употребляется в пищу человеком. Медицинские пиявки используются для кровопускания.

Класс Малощетинковые (Олигохеты)

Представители: дождевые черви, трубочники и др. Большинство малощетинковых обитают в почве и пресных водах. Детритофаги (питаются полуразложившимися остатками растений и животных). Параподии отсутствуют. Щетинки отходят непосредственно от стенки тела.

Головная лопасть выражена слабо. Органы чувств часто отсутствуют, но имеются обонятельные, осязательные, вкусовые, светочувствительные клетки. Гермафродиты. Осеменение внутреннее, перекрестное.

Развитие прямое, проходит в коконе, который после оплодотворения образуется на теле червя в виде пояска, а затем сползает с него.

Огромна роль дождевых червей в почвообразовании. Они способствуют накоплению гумуса и улучшают структуру почвы, тем самым повышая плодородие почвы.

Класс Многощетинковые (Полихеты)

Представители: нереиды, пескожилы, палоло и др. Обитают главным образом в морях, преимущественно донные формы, ползают или зарываются в грунт. Некоторым свойственно свечение. Среди многощетинковых встречаются свободноживущие и паразитические формы. Многие хищники. Длина тела от 2 мм до 3 м.

На каждом сегменте расположена пара параподий с многочисленными щетинками. Хорошо развита головная лопасть, на которой расположены органы зрения. У многих на параподиях расположены жабры. Кровь часто окрашена в красный цвет. Большинство многощетинковых раздельнополы. Осеменение наружное.

Развитие с метаморфозом (личинка трохофора).

Класс Пиявки

Пиявки — свободноживущие хищники или эктопаразиты, питающиеся кровью. Параподии и щетинки отсутствуют. Тело снаружи покрыто плотной кутикулой. Наружная кольчатость не соответствует внутренней сегментации. На переднем и заднем концах тела имеются присоски. Головная и анальная лопасти не выражены.

Полость тела редуцирована. В ротовой полости есть хитиновые зубцы, разрезающие кожу жертвы при питании пиявки. Слюна содержит гирудин — вещество, препятствующее свертыванию крови. Средняя кишка образует карманы, которые при питании заполняются кровью. Метанефридии находятся лишь в нескольких сегментах. Гермафродиты. Осеменение внутреннее.

Развитие прямое.

Это конспект для 6-9 классов по теме «Кольчатые черви». Выберите дальнейшие действия:

Источник: https://uchitel.pro/%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%B5-%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8/

Метамерное строение тела

Метамерное строение тела

План:

1. Предмет, цели и задачи анатомии.

2. Классификация анатомических наук. Принципы изучения анатомии.

3. Методы изучения анатомии.

4. Краткий исторический очерк.

1.

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА (от греч. anatemnо — “рассекаю”) наука, изучающая форму и строение человеческого организма в связи с его функциями, развитием и влиянием и окружающей организм среды.

Главнейшими принципами или законами, проявляющимися в строении тела человека, являются следующие:

  1. Полярность — наличие двух различно дифференцированных концов тела или полюсов.

  2. Двубокая симметрия: обе половины тела являются сходными.

  3. Сегментарность, или метамерность, — деление той или иной части тела на сегменты (метамеры). Человек, пройдя длительный путь эволюции, сохранил метамерное строение не во всем теле, а только в туловище.

  4. Корреляция — закономерное соотношение между отдельными частями организма.

Задачи современной анатомии:

  1. Описание строения, формы, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей человеческого организма.

  2. Изучение взаимозависимостей строения и формы органов с их функциями.

  3. Выяснение закономерностей конституции тела в целом и составляющих его частей.

2. Классификация анатомических наук

Все биологические науки делятся на 2 большие группы:

  1. Морфологические науки – изучают форму и строение живых организмов (morphe – форма).

  2. Физиологические науки – исследуют функции этих организмов (physis – природа).

Среди морфологических наук выделяют микроскопические, к которым относятся гистология и цитология; а также макроскопические науки, к которым относится анатомия.

Анатомию подразделяют на нормальную, изучающую здорового человека, и патологическую (изучает изменения в организме, возникающие в результате болезни).

В свою очередь, нормальная анатомия подразделяется на:

систематическую, топографическую, пластическую, динамическую, спортивную анатомию, возрастную, типовую, проекционную.

Современные принципы изучения анатомии человека

Форма и строение человеческого тела изучается:

1. Во всем их многообразии (диалектический принцип);

2. Неразрывно с функцией (принцип связи структуры и функции);

3. В связи с развитием

А) индивидуальным (в онтогенезе)

Б) эволюционным (в филогенезе)

4. В связи с практикой (принцип связи теории и практики:марафонец  спринтер  реакция);

5. В историческом аспекте (с учетом развития человеческого общества);

3. Методы изучения анатомии

В анатомии применяют различные методы, которые можно разделить на 3 группы:

1) только на трупном материале;

2) как на трупном, так и на живом организме;

3) только на живом организме.

Методы исследования на трупном материале

  • Метод рассечения (К. Гален) – для визуального осмотра органов при вскрытии.
  • Метод мацерации (“вымачивания”, применялся в Др. Индии) – для получения и изучения целого скелета труп помещали в проточную воду, ткани вымывались, разлагались и оставался один скелет.
  • Метод препарирования – это послойное отделение тканей. Сейчас выделяют микро- и макропрепарирование. Основоположником метода был А.Везалий (1514-1564).
  • Метод инъекций (Ф. Рюиш, В.М. Шумлянский) – заполнение сосудов и протоков окрашенными затвердеваюшими массами.
  • Методкоррозии (И.В. Буяльский, П.Ф. Лесгафт) – вытекает из предыдущего метода. Разница в том, что полости органов или сосудов заполняют окрашенной пластмассой, жидким металлом, которые затем затвердевают.
  • Метод просветления тканей (Ф. Рюиш) – сочетается с методом инъекции, после чего объект специально обрабатывается особыми растворами (глицерин, касторовое масло, ксилол) и становится прозрачным, а сосуды контрастными.
  • Метод распила замороженных трупов (И.В. Буяльский, Н.И. Пирогов) – показывает взаимоотношение органов между собой (основоположник Н.И. Пирогов). Это так называемая ледяная анатомия.

Методы исследования как на трупе, так и на живом человеке

Этот метод начал использоваться с момента открытия оптических линз. Он позволяет изучать структурные образования на пограничном уровне орган-ткань.

  • Метод проекционной и сканирующей электронной микроскопии – дает изображение клетки и ее субклеточных компонентов (ядра, комплекса Гольджи, лизосом, митохондрий и т.д.)
  • Рентгеноскопический метод – основан на задержке рентгеновских лучей солями кальция.

Источник: studfile.net

Источник: https://naturalpeople.ru/metamernoe-stroenie-tela/

Метамерное строение тела рака

Метамерное строение тела

Если теперь рассмотреть общее расположение всех этих членистых придатков, а затем сравнить их между собой, то легко заметить, что они расположены двумя сплошными рядами вдоль всего тела, от переднего до заднего конца, в соответствии с метамерным строением самого тела (что ясно видно на членистом брюшке).

При всех различиях в форме придатков можно видеть, что все они связаны между собой переходами и в общем оказываются построенными по одному типу — по типу двуветвистой конечности, в наиболее чистом виде выраженной в строении брюшных ножек рака.

Так, при внимательном осмотре можно заметить, что и длинные усики рака в основе сводятся к типу двуветвистой конечности, но в них хорошо развита только одна, внутренняя ветвь, а наружная ветвь обратилась в небольшую заострённую чешую.

Клешненожки состоят из тех же частей, как и следующие за ними ходильные ножки. Между челюстями и ногами имеются переходы в виде двуветвистых. ногочелюстей. Задние, более крупные ногочелюсти особенно похожи на ходильные ножки, но отличаются от них присутствием слаборазвитой наружной веточки, которая на ходильных ножках уже исчезла совсем.

На брюшке снова появляются двуветвистые конечности, видоизменённые только на предпоследнем сегменте, где они участвуют в образовании веерообразного хвостового плавника (среднюю часть его образует последний сегмент тела — тельсон).

Оружие животных

Простое цветоподражание — это не что иное как приспособление к цветам окружающей среды. Однако существует и гораздо более сложный случай цветоподражания, когда животное с целью защиты подражает своей окраской живущему в той же среде, но безразличному для нападающего несъедобному животному.

Нелегко дать достоверное объяснение этому чрезвычайно сложному и филогенетически почти парадоксальному явлению. Объяснение, что сохранились и размножались только те из предков этих животных, которые были похожи на животных с неприятным вкусом и запахом, представляется чересчур простым.

Однако в действительности могло произойти нечто подобное.

Ильница цепкая, или обыкновенная пчеловидка, — безобидное насекомое, относящееся к семейству журчалок. Раньше её часто путали с пчёлами, а поэтому вряд ли стоит сомневаться в том, что и враги ильницы видят в ней ядовитую, жалоносную пчелу, так как оставляют её в покое.

Для доказательства этого нами были проведены простые эксперименты. Всем известно, что основная пища лягушек — мухи, поэтому без сомнений можно утверждать, что лягушки очень хорошо знают мух. А вот пчёл и ос они опасаются, потому что прекрасно знакомы с их жалами.

Мы кормили ильницами молодых лягушек, которые ещё не видели пчёл. Лягушки без колебаний хватали и пчёл. Однако после того, как пчёлы и больно жалили, пострадавшие лягушки стали отказываться есть и пчёл и ильниц. Это служит доказательством того, что они не способны отличать их друг от друга.

Следовательно, цветоподражание обеспечивает ильницам абсолютную защиту от насекомых. Во время другого эксперимента мы кормили лягушек пчёлами, лишёнными жал, и они моментально хватали и ильниц.

[attention type=green]

Однако, когда они поймали однажды жалоносную пчелу, то сразу же «забыли» обо всём предшествующем и так хорошо её заметили, что больше уже не нападали ни на неё, ни на ильниц.

[/attention]

Жук усач пёстрый своим туловищем в чёрно-жёлтую полоску, переднеспинкой и надкрыльями как две капли воды похож на осу. И наверняка этому он обязан тем, что безбоязненно может путешествовать по ветвям и стволам деревьев: насекомоядные птицы не причиняют ему никаких неприятностей. Аналогичной защитой пользуется и клоп, похожий на рыжего муравья.

Сходство этого в общем безобидного полевого клопа с муравьём усиливается и тем, что живёт он так же, как лесной муравей: располагается на пригретых солнцем местах, травинках и растениях с мягкими стеблями и ведёт хищнический образ жизни.

Из-за сходства с воинственным муравьём многочисленные враги оставляют клопа в покое, а другие насекомые воюют с ним, как и с муравьём.

Page 3

Е. Н. Панов
Издатель:ЛКИ
Серия:Этология и зоопсихология
Год:2016
ISBN:978-5-382-01691-7
Формат:60×90/16
Цена:1059 ₽

Заказать, либо купить книгу

В настоящей книге с позиции биолога рассматриваются некоторые наиболее существенные представления о языке человека, без знания которых невозможно понять его принципиальное отличие от «языков» животных. Обсуждаются факты и гипотезы относительно возможных путей становления языка в эволюции человека.

Речь в книге идёт также о многообразных связях языкового поведения людей с особенностями нашего мозга, о всевозможных способах коммуникации, созданных человеком на базе естественного разговорного языка (языки свистов и жестовые языки, флажные коды, письменность).

Часть книги посвящена описанию способов коммуникации пчёл, птиц, дельфинов и человекообразных обезьян. В заключительных главах описаны попытки учёных научить животных (попугаев, дельфинов, тюленей и шимпанзе) общаться с людьми с помощью так называемых языков-посредников.

Книга будет полезна не только специалистам — психологам, лингвистам, этологам, антропологам, зоологам, но и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами происхождения и развития языка.

Образы животных в пословицах и поговорках

За комаром с топором, за мухой с обухом.

На насесте своём петух всех сильней.

У гусыни усов не ищи — не сыщешь.

Источник: http://www.5zaklepok.ru/pages/211.htm

Медик
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: